Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
Строчная и заглавная буква Шш. Парные звуки [ж] и [ш] (с. 40-43) - 14-я НЕДЕЛЯ (ПИСЬМО) - Прописи Мой алфавит. Ч. 2 - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
Целевые установки уроков
а) Печатать букву Шш на рабочей строке для закрепления образа печатной буквы;
б) проводить слого-звуковой анализ слов с новым звуком [ш] (на основе звуковых моделей слова, в громко-речевой форме и в уме); определять ударный слог; выделять согласный твёрдый [ш], подписывать буквы под звуковыми схемами;
в) учиться писать строчную и заглавную букву Шш и слова с ней; анализировать их графическую форму;
г) сравнивать парные звуки [ж] — [ш], характеризовать их как парные по звонкости-глухости;
д) составлять и писать слова с новой буквой; упражняться в написании слов со слогами “жи — ши”;
е) дописывать предложения и самостоятельно составлять их;
ж) использовать в процессе общения на уроке слова речевого этикета.
Ход уроков
1-й урок
1. Печатание буквы Шш на рабочей строке, закрепление её графического образа.
— Почему буква Ш синего цвета? (Буква Ш обозначает согласный звук [ш], который всегда произносится твёрдо.)
2. Звуковой анализ слов (шашки, штанга), деление слов на слоги, нахождение ударного слога, определение последовательности звуков в слове и место [ш]. Различение в слове его звучания и значения. Работа с многозначным словом “шашки”, составление предложений. Определение слова “штанга” — спортивная штанга с тяжестями в виде шаров или дисков на концах металлического стержня.
3. Самостоятельное письмо строчной буквы ш в вертикальной полосе; предварительное словесное описание элементов строчной буквы.
4. Письмо слов с новой буквой.
5. Физкультминутка.
6. Письмо заглавной буквы Ш и слов с ней.
7. Задание “Секреты языка”: как появляются новые слова. Перенос слов с одного предмета на другой на основе сходства (меховая шапка — снежная шапка).
2-й урок
Урок посвящается усвоению правописания слога “ши”. Учащиеся находят в словах и сравнивают звуки [ж] — [ш] как звонкий и глухой согласный. Пишут слова с “жи — ши” (ежи, ужи, стрижи, мыши, шило, машина). Записывают предложения: 1) Мыши живут в норах. 2) Ужи шипят. 3) У машины лопнула шина. 4) Малыши нашли в лесу ландыши.
Для работы в парах можно предложить упражнение на соотнесение предложения со схемой (с. 42). Оценивается культура общения детей.