Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
Закрепление изученного (с. 54-55) - 14-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - Прописи Мой алфавит. Ч. 2 - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
Целевые установки урока
а) Закрепление умения читать слова с изученными буквами в текстах познавательного характера;
б) повышение осознанности прочитанного, использование элементов объяснительного чтения: толкование значения слов, ответы на вопросы по тексту, пересказ прочитанного.
Ход урока
1. Коммуникативно-речевая задача.
— Представьте, что вам предстоит встречать дорогих, желанных гостей по русскому обычаю. Чем встречали гостей на Руси? Какие слова произносили при этом? (Встречали хлебом и солью, произносили при этом: “Хлеб да соль! Милости просим!”) Что означает выражение “хлеб да соль”? (Рады видеть и поделиться самым дорогим, что у нас есть.)
2. Анализ значений слова “хлеб”.
— Объясните, в каких значениях употребляется слово “хлеб”.
Хлеб растёт в поле. (Хлеб — это колосья с зёрнами.)
Бывает хлеб ржаной и хлеб пшеничный. (Хлеб — это мука.)
В магазин привезли хлеб. (Хлеб — это булки, буханки, батоны.)
3. Объяснительное чтение текста “Как хлеб пекут?”.
Чтение текста цепочкой по предложениям. Ответы на вопросы.
Из чего пекут хлеб? Из чего месят тесто? Из чего мелют муку? Где созревают зёрна?
4. Логическое упражнение “Хлебные растения”.
— Какие ещё хлебные растения вы знаете? (Пшеница, ячмень, кукуруза.)
5. Формирование нравственных представлений на основе лексической работы.
— Через отношение к хлебу давалась характеристика человеку: хороший он или плохой, жадный или щедрый, трудолюбивый или ленивый. Прочитайте слова, в состав которых входит слово “хлеб”.
Анализ значений слов “хлебосол” (гостеприимный человек), “хлебороб” (трудолюбивый человек, выращивающий хлеб), “нахлебник” (ленивый человек, не зарабатывающий себе на пропитание).
6. Самостоятельное чтение текста “Хлеб” с элементами пересказа.
— Интересно вам узнать, как появился хлеб на столе? Тогда прочитайте текст.
Расскажите, что вы узнали.
7. Работа в паре.
— Найдите на страницах “Азбуки” пословицы. Прочитайте их друг другу, объясните смысл. Выучите одну пословицу наизусть.
8. Групповое воспроизведение пословиц.
— Кто выучил пословицу, которая начинается словом “красна”? Скажите все хором эту пословицу. (“Красна изба не углами, а пирогами”.) Как вы её понимаете?
(Красив дом не внешним убранством, а хлебосольством, гостеприимством.)
9. Резервный материал.
Чтение загадок, приговорок по выбору учащихся.
10. Подведение итогов.
— О чём интересном, важном вы прочитали на уроке?