Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ С ПОМОЩЬЮ БУКВ Е, Ё, И, Ю, Я - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ
Целевые установки урока: учить дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки в слове; объяснять, как обозначена на письме твёрдость-мягкость согласного звука; определять роль букв и, е, ё, ю, я, ь после согласных в слове, писать слова с мягким и твёрдым согласным звуком.
ХОД УРОКА
I. Выявление имеющихся представлений.
— Как обозначается мягкость согласного звука на письме? (С помощью мягкого знака.)
— Где может стоять мягкий знак для обозначения мягких согласных звуков? (На конце слова и в середине.)
— Есть ли ещё какие-нибудь способы для обозначения мягкости согласных? (Мягкость согласных звуков на письме обозначается с помощью букв е, ё, и, ю, я.)
II. Изучение новой темы.
Включение учащихся в диалог Ани и Вани (упр. 160).
— Аня и Ваня любят играть в знатоков. Узнаем, какие вопросы они на этот раз приготовили друг другу.
— А вы знаете ответы на эти вопросы?
Звуко-буквенный анализ слов рысь и рис. Вывод: мягкость согласного звука [с’] обозначена на письме мягким знаком, а мягкость звука [р’] — буквой и.
Работа со скороговоркой (упр. 161). Её цель — показать, что нужно чётко произносить твёрдые и мягкие звуки в словах, так как от этого зависит смысл слов.
III. Минутка чистописания (буквы ы и и) помогает противопоставить графический облик букв, добиваться разборчивости письма и вместе с тем связана с темой урока.
— Почему так важно разборчиво писать букву и? (Чтобы правильно передать звучание слова, от которого зависит смысл.)
Выполнение задания (упр. 162): сравните обозначение мягкости согласных звуков в схемах и на письме с помощью букв.
Упражнение можно выполнить в два этапа:
1. Раскрыть подход к подбору парного слова (должна произойти замена только первого согласного звука с твёрдого на мягкий, а последующий гласный звук должен сохраниться).
Коллективно анализируется звуковой состав слова лук: оно начинается с твёрдого согласного звука [л] и гласного звука [у]. Если поменять [лу] на [л’у], получится слово люк.
2. Выбрать букву на письме (для обозначения звука [у] и мягкости предшествующего согласного используется буква ю).
Аналогично разобрать следующие слова.
IV. Словесное творчество (упр. 164).
Выразительное чтение стихотворения А. Введенского должно раскрыть роль повторяющихся слов в качестве звукоподражания: спят, спят — как постукивание колёс, а спи-им, ды-ы-м — как гудок паровоза.
V. Каллиграфическая запись слова поэт является заключением предыдущей работы.
— Чем предлагается закончить урок: написанием букв или какого-то слова? Возможно, авторы учебника русского языка надеются, что в нашем классе растут не просто знатоки русского языка, а будущие поэты.