Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
ЗВУКИ И БУКВЫ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ
Целевые установки урока: формировать у детей умение переключать внимание с лексического значения слова на его звуковую форму; учить различать звуки речи и звуки окружающего мира, расширять представление о звуковом составе слова и его связи со значением слова; закрепить у школьников представление о букве как знаке звука; связать полученные представления с необходимостью повышения культуры устного и письменного общения школьников.
ХОД УРОКА
I. Уточнение понятия “звуки речи”. Учащиеся наблюдают, как в художественных текстах изображаются звуки окружающего мира с использованием звуков речи, звукоподражательных слов.
Ответы на вопросы (упр. 80, 81). Учитель вместе с детьми делает вывод о том, что звуки речи выразительны.
Чтение сведений о звуках.
Звуковой анализ слов. Учитель обращает внимание детей на то, что звуки в природе и звуки речи не одно и то же. Жук издаёт звук: ж-ж-ж. А слово жук состоит из звуков речи. Каких? (Аналогично проводится звуковой анализ слова кошка.)
Обобщение учителя.
II. Уточнение представлений о букве как знаке звука.
При чтении сведений о буквах (учебник, с. 45) акценты ставятся на следующих словах: на письме (т. е. то, что пишем и читаем), значок (с их помощью обозначаем звуки).
Выполнение заданий (упр. 82): разграничение звуков и букв (устное объяснение с последующей записью).
Работа с загадками (упр. 83) сопровождается сведениями по истории письменности: буквы сравниваются с чёрными птичками, так как в старину писали птичьими перьями, окуная их в чернила, сделанные из сажи.
Раскрывается соответствующий смысл слова чистописание как умения писать без помарок. Уточняется современный смысл “минутки чистописания” как упражнения в правильном, разборчивом письме.
III. Упражнения по культуре произношения. Наблюдения над смыслоразличительной ролью звука (упр. 84, 85).
Предупреждение, исправление произносительных ошибок, часто встречающихся в речи детей (упр. 86). Даётся установка на самоконтроль в речи.
IV. Творческая переменка. Выполнение заданий (упр. 87).
Проведение беседы:
— Что вы знаете о вороне? Можно ли её назвать певчей птицей?
Чтение текста. Обмен впечатлениями.
Словарная работа: ворона, сорока.
Составление и запись предложений: Ворона каркает. Воробей чирикает. Сорока трещит.
Рекомендации для занятий дома: каллиграфическое списывание пословицы Говори, да не заговаривайся и объяснение её смысла.
Рекомендуемые задания по “Рабочей тетради”: 1—4 (с. 22, 23).