Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
ИЗ СТАРИННЫХ УЧЕБНИКОВ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ
Целевые установки урока: познакомить детей с учебниками, по которым учились их прабабушки и прадедушки; развивать мышление школьников посредством логических упражнений на группировку (классификацию) слов на основе определения значения слова (тематическая классификация), на основе первоначальных представлений о словах как грамматических разрядах, определяемых с помощью вопросов кто? что? какой? какая? что делает?; обогащать, уточнять словарный запас детей.
ХОД УРОКА
I. Знакомство со старинными учебниками. Постановка задачи урока Совёнком. Если нет возможности продемонстрировать учебник К. Д. Ушинского, то следует работать с предлагаемыми в данном учебнике страницами.
Задание на классификацию (упр. 74) сначала выполняется устно: каждая группа слов поочерёдно дополняется словами для справок. Обращается внимание на ударение в слове щавель. Для записи предпочтительнее группа слов “Птицы”, так как она включает словарные слова.
Выполненное задание можно усложнить с помощью таких вопросов:
— Каким одним словом можно было бы объединить все написанные вами слова? (Словом предметы.)
— На какие вопросы отвечают слова? (кто? что?)
Упражнение 75 выполняется устно.
Каллиграфическую запись загадки учитель предлагает сделать дома. В классе записываются предложения-отгадки (упр. 76).
II. Творческая переменка: восстановление текста загадки.
— Определите, к каким группам слов относятся слова, которые нужно вставить. (Слова, которые отвечают на вопросы какая? какой?, — это слова — названия признаков предметов, а слова, которые отвечают на вопрос что делать?, — это слова — названия действий предметов.)
— Вставьте в текст загадки подходящие по смыслу слова. Прочитайте загадку выразительно. Отгадайте её. (Подснежник.)
Работа в паре (упр. 78) по составлению загадок может быть вынесена на коллективное обсуждение в классе.
Упражнение 79 выполняется при наличии времени (является резервным).
Рекомендуемые задания по “Рабочей тетради”: 4—6 (с. 20, 21).