Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
ИМЯ СОБСТВЕННОЕ (ПРОДОЛЖЕНИЕ) - Урок 2 - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ
Целевые установки уроков: развивать языковое чутьё учащихся, внимание к значению имени, его смысловым оттенкам; закреплять умения в правописании имён собственных: заглавной буквы в именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных; познакомить детей с кавычками как пунктуационным знаком.
ПЕРВЫЙ УРОК
ХОД УРОКА
I. Минутка чистописания (упр. 49). Выделение общих элементов в буквах о, ю, б. Учащиеся записывают название любимой сказки, предварительно обсудив его правильное написание, обратив внимание на заключение названия в кавычки. (Все упомянутые названия могут быть вынесены на доску.)
II. Работа с фрагментом сказки “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка” (упр. 50—52). Отрывок из сказки читается выразительно, а диалог героев сказки — по ролям. Проводится стилистический анализ.
— Сравните имена героев сказки. Какие из них используются в сказке? Почему? (Именам придаётся ласкательный оттенок.)
Алёна — Алёнушка.
Иван — Иванушка.
После списывания предложения из упражнения 4 проводится взаимопроверка в парах.
III. Элементы ономастической работы (ономастика — раздел языкознания, связанный с изучением имён собственных). Учитель может сообщить, что “говорят сами за себя”, как правило, исконно русские имена, а имена, взятые (заимствованные) из языков других народов, требуют перевода. Демонстрируя некоторые словари-справочники (Н. М. Шанского, Л. В. Успенского), учитель зачитывает объяснения значения некоторых имён учащихся класса: Александр — защитник, Андрей — храбрец и т. д.
IV. Словарный диктант (на изученные слова из словаря).
ВТОРОЙ УРОК
ХОД УРОКА
I. После чтения заголовка текста (упр. 53) предугадывается его содержание: “Как вы думаете, о ком текст?” Текст читается выразительно, с подчёркиванием ритма и рифмы. После чтения дети рассказывают, каким они представили кота. Объясняют, что обычная кличка Васька меняется на уважительное Вася, когда речь идёт о хитром и умеющем постоять за себя животном. Ласкательное обращение Васютка выражает любование котиком, его внешностью.
II. Выполнение заданий (упр. 53) по составлению словосочетаний (все прилагательные лучше записать в полной форме: уши чуткие, усы длинные) направлено на анализ элементов описания, готовит учащихся к следующему творческому заданию.
III. Творческая переменка (упр. 55). Начало описания котёнка (своего или какого-то другого) даётся в “минутке чистописания”, а продолжение составляется детьми устно, самостоятельно. Заслушивание высказываний сопровождается обсуждением: возник ли у вас перед глазами образ котёнка, или что-то осталось неясным?
Рекомендуемые задания по “Рабочей тетради”: 8—13 (с. 16—18).