Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс
Звук [й']. Буква Й, й
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• дети познакомятся с согласным звуком [й'] и буквами Й, й;
• научатся выделять и находить звук [й'] в словах; логично выстраивать характеристику звука [й'];
• научатся правильному и выразительному чтению слогов, слов, предложений с изученными буквами;
• поработают над смысловой интонацией предложений;
• пополнят и активизируют словарный запас слов.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— Прочитайте и объясните смысл пословиц: Жить — Родине служить. Всякая птица своё гнездо любит. Родина краше солнца, дороже золота. Родная земля и в горсти мила.
Назовите шипящие согласные. Какой согласной не хватает в этом ряду? Подчеркните орфограмму с шипящими согласными.
2. Мотивация учебной деятельности
— Как звали доктора, который день и ночь лечил зверей? (Доктор Айболит. Про него написал нам К.И. Чуковский.) От каких слов получил Корней Иванович названия своих героев? (Когда человеку больно, он кричит: «Ай, болит!»)
Кто постоянно мешал Айболиту делать добрые дела? (Бармалей.)
Что вы слышите на конце этого слова? (Звук [й'].)
— Кто был грозой всех грязнуль? (Мойдодыр. Про него нам также поведал Корней Иванович Чуковский.)
От каких слов образовано это имя героя? («Мой», «до», «дыр».)
Скажите слово по слогам. Какой звук слышится на конце первого слога? (Звук [и'].)
Прочитайте рассказ «Шутка» (с. 33).
Учитель обращает внимание детей на интонацию голоса при чтении предложений с вопросительным знаком на конце.
— Что рассмешило вас в ответе маленького Шурика? (Он думал, что если его год не было дома, то и лет ему меньше, но это не так. Где бы человек ни был, года всё равно идут.)
Вспомните, когда согласные читаются мягко? (Когда за ними идут гласные я, е, ё, и.)
Найдите слова с буквами е, ё, я, и, объясните, сколько звуков они обозначают?
Дети делают анализ слов с данными буквами.
— Прочитайте загадки и напишите отгадки. (Снег, лёд, ёж.)
Расскажите всё, что вы знаете о букве ё? Какие согласные стоят на конце этих слов? Как они слышатся на конце слов? Почему они так слышатся? (Потому что они парные согласные, и у них есть пары букв: г—к, д—т, ж—ш.)
Как можно проверить орфограмму на парные согласные на конце слов: снеговик, ледок, ёжик.
3. Работа по теме урока
— Рассмотрите картинки из книг «Мойдодыр» и «Доктор Айболит». Давайте вспомним нашу занимательную разминку и назовём слова, из которых получились имена наших героев из произведений К. И. Чуковского. (Ай! Болит. Мой до дыр, Барма-лей, лей, лей!)
Представьте себе, что мальчик Коля на приёме у врача. Что он может кричать? (Ай! Болит!) Произнесите только первое слово. (Ай!)
Из каких звуков состоит это слово? (Из [о] и [й'].)
Произнесите второй звук. Как мы произносим звук [й']? (Звук произносится кратко, значит, он не гласный, а согласный. Губы растягиваются в улыбке. Язык прижимается к середине нёба и резко отрывается. Он очень похож по произношению на гласный звук [и], но [и] это гласный звук и он хорошо тянется. Но по артикуляции они очень похожи.)
Итак, что мы узнали про звук [й']? (Звук [й'] согласный, мягкий.)
Давайте произнесём несколько согласных звуков — твёрдых и мягких, и обратим внимание, как они произносятся, какая у них артикуляция.
Дети произносят [р], [р]; [л], [л']; [н], [н] и т. д.
— Что ещё мы хотим узнать про согласный звук? (Звонкий он или глухой.)
Как мы с вами это узнаем? (Нужно положить обе руки на шею с двух сторон и произнести [й']. Мы чувствуем вибрацию в горле, значит, звук звонкий, согласный, мягкий.)
Обратите внимание на рисунок на странице 35, на котором изображён один из видов транспорта. Что это? (Трамвай.)
Где мы слышим звук [й']? (Во втором слоге.)
Запомните, как пишется слово трамвай. Какой буквой обозначается звук [й']? (Буквой й. Она похожа на букву и, только наверху есть галочка.)
Работаем со страницей 36.
Послушайте стихотворение А. Шибаева.
— Прочитаем слова под схемой. (Герой, май.)
Рассмотрите картинку с собакой. Дайте команду так, чтобы в вашем слове был новый звук. (Лай, дай, стой, рой, пой, считай.)
Где мы слышим [й']? (На конце слов.)
Бабушка протягивает банку с водой ребёнку. О чём может попросить бабушка внука? (Пей, поливай, прыгай, бегай, догоняй, мой, грей.)
Букву «Й» зовут «И кратким»,
«Й», как «И» в твоей тетрадке.
Чтобы «Й» не путать с «И»,
Сверху галочку пиши.
Ты ей шапку подари —
Станет краткой буква «И».
Эта буква не простая,
Голос краток и сердит,
Потому что запятая
На её плечах сидит.
— Где мы слышим звук [й']? (На конце слова.)
Какой может быть человек? (Добрый, злой, смелый, сильный.)
Что вы можете рассказать о букве и? (Буква й обозначает согласный, звонкий, мягкий звук.)
Рассмотрите иллюстрацию (с. 34). Кто здесь изображён? (Здесь мы видим старинное русское войско. У них кольчуги, шлемы, копья, щиты, мечи, ружья.)
Справа на странице 34 мы видим ещё группу солдат. Кто такие эти солдаты? (Это солдаты нашей современной армии. Русские солдаты. Они в касках, с автоматами, в сапогах, в накидках.)
Да, это защитники нашей страны, солдаты нашей Родины. Прочитайте пословицу на странице 34. Подчеркните букву й в первой пословице. Много захватчиков (врагов) было на Руси. Русские воины героически сражались за свою родную землю. Мы помним героев тех давних лет — это Александр Невский, Дмитрий Донской, великий Пётр Первый. Российская армия победила смертельного врага в Великой Отечественной войне — немецкий фашизм. Наш народ всегда будет помнить о тех, кто отдал свою жизнь за свободу Родины. В нашей стране много ветеранов Великой Отечественной войны — это люди, которые сейчас уже старые, пожилые. Наша страна заботится о них, все люди уважают, оберегают ветеранов.
Прочитайте рассказ на странице 35. От чьего имени ведётся рассказ? (От имени мальчика.)
О ком он рассказал нам? (О своём дедушке.)
Кем был на войне его дедушка? (Солдатом.)
Прочитайте первую часть рассказа ещё раз и скажите, какую награду получил дедушка на войне. (Медаль «За отвагу».)
Какие награды вы ещё знаете? Прочитайте вторую часть рассказа и скажите, как мама говорит о дедушке, о своём отце. (Дедушка хоть и стар, но старается всем помочь, заботится о внуке...)
Как называют людей, которые прошли войну? (Ветераны.)
В нашей стране высоко ценится боевой и военный подвиг людей. В какой праздник собираются все ветераны и вспоминают войну, победу над врагом, встречаются со своими однополчанами? (9 Мая — День Победы.)
Послушайте стихотворение «Девятое Мая», которое написал Г. Виеру.
Рады родители,
Дети и деды
Гордому празднику
Нашей Победы.
В день этот радостный
Мира и света
Солнцем великим
Земля обогрета.
Праздничным утром
Никто не забыл
Цветы положить
У солдатских могил.
— Почему этот день называют радостным? (В этот день закончилась война — солдаты вернулись домой. Наступили мир и счастье на земле.)
Почему люди идут к могилам солдат и несут цветы? (Все люди вспоминают погибших солдат и склоняют головы у солдатских могил.)
Посмотрите на иллюстрацию Могилы Неизвестного солдата. Там всё время горит огонь и люди несут цветы. Где находится Могила Неизвестного солдата? (В Александровском саду у Красной площади.)
4. Рефлексия учебной деятельности
— С какой новой буквой мы с вами познакомились? Что вы можете о ней рассказать? О чём вы ещё узнали на уроке, что затронуло ваши души? Какой праздник называют праздником со слезами на глазах?