Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс
Буква ё — показатель мягкости согласного звука. Чтение слов с буквой ё, которая стоит после разделительного мягкого знака и обозначает два звука [й'о]
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• дети узнают о букве ё как показателе мягкости согласного звука и букве, стоящей после разделительного мягкого знака, обозначающей два звука [й'о];
• научатся чтению на всём диапазоне изученных букв;
• расстановке гласных букв на ленте букв: а — я, о — ё, ы — и:
• научатся ориентироваться на странице учебника, различать стихи, прозу, пословицы, столбики слов и т. д.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— Прочитайте пословицы: Завали правду золотом, затопчи её в грязь — всё равно наружу выйдет. Без правды не житьё, а вытьё. Объясните их смысл.
Что вы уяснили для себя, прочитав эти пословицы? (Нужно всегда говорить правду. Лгать это нехорошо. Обманывать людей тоже очень плохо.)
Как называют человека, который говорит неправду? (Врун, лгун, обманщик, лжец.)
2. Мотивация учебной деятельности
— Прослушаем басню Л. Н. Толстого «Лгун».
Читает учитель или хорошо читающий ученик.
Лгун
Мальчик стерёг овец и, будто увидав волка, стал звать:
«Помогите, волк! Волк!» Мужики прибежали и видят: неправда. Так сделал он и два, и три раза. Случилось — и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк!» Мужики подумали, что он опять обманывает, — не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал всё стадо.
— Какую работу выполнял мальчик? Как он решил подшутить над пастухами? Сколько раз он обманывал мужиков? Какая история произошла на третий раз? Какая из наших пословиц подойдёт к этому тексту? (Без правды не житьё, а вытьё.)
3. Работа по теме урока
— Прочитайте слова и поставьте в них ударение: ёлка, слёзы, клёны, отвёртка. (Ударение в этих словах ставить не надо, так как ё всегда ударная и над ней знак ударения не ставится.)
Из этой сказки вы узнаете, откуда взялись у буквы ё вверху две шишки. — Ой, нет! — Две точки.
Сказка «Почему Ё всегда ударная»
Однажды буква «Е» убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве «Е» стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву «Е» упали две шишки, от которых на голове у бедной «Е» образовались тоже две шишки, от этого она превратилась в другую букву — букву «Ё». Вот, оказывается, почему Ё всегда ударная.
— А вот и другая приговорка: ё открыла глазки, е закрыла глазки. Эту приговорку очень хорошо запоминают маленькие дети.
Прочитайте стихотворение Е. Благининой «Ёлка» (с. 32). Как была наряжена ёлка? (Ёлку украшали ледяные блёстки. Смола, словно слёзки, сверкала. Из-под снежинок выглядывала свежая зелень, солнышко освещало ёлочку. Она вся светилась.)
Найдите в стихотворении гласные буквы, которые обозначают два звука. Объясните, почему так.
Дети называют буквы я, ё, в они обозначают [й'а], [й'о], [й’э].
— Проговорите скороговорку.
Ёжик — под ёлкой дома.
Ёршик — в тиши водоёма.
(В. Лунин)
— Укажите слова, в которых есть буква ё. (Ёжик, ёлкой, ёршик, водоём.)
Какие звуки обозначает буква ё в этих словах? (Два звука. Буква ё стоит в начале слова и после гласной.)
Прочитайте слоги, записанные на доске: ён, ёл, ёк, ёс, ёд.
Сколько звуков обозначает буква ё в слогах? (Два звука [й'о], так как буква ё стоит в начале слога.)
От данных слогов образуйте слова путём прибавления одной буквы к началу каждого слога.
Полевое растение с синими цветочками. (______________.)
Сделал чистым пол. (______________.)
Получил румяные пирожки. (______________.)
Оказал помощь другу. (______________.)
Это холодный, прозрачный, хрупкий предмет. (______________.)
— Вы образовали слова: лён, мёл, пёк, нёс, лёд. Какой звук обозначает в этих словах буква ё? (Буква ё обозначает звук [о] и мягкость предшествующего согласного.)
Назовите слоги-слияния в словах и послушайте, как звучат согласные звуки перед ё (с. 32)? (Согласные звучат мягко.)
Какие ещё гласные смягчают согласные звуки? (Буквы я, е, ё, и.)
А сейчас прочитайте и заучите считалку С. Я. Маршака.
Я — зверёк,
И ты — зверёк,
Я — мышонок,
Ты — хорёк,
Ты хитёр,
А я умён,
Кто умён,
Тот вышел вон!
Какие гласные смягчили согласные звуки? (Гласные е и ё.)
В каком слове смягчения не произошло? Почему? (В слове вышел. Звук [ш] всегда твёрдый согласный звук.)
Докажите примерами, когда буква ё обозначает два звука? Вот ряд слов: ехал, вьёт, лает, ёмкость, своё, моё, поёт, лёд.
Прочитайте слоги (с. 32) и вслушайтесь в гласные звуки. Что вы заметили? (Они звучат одинаково.)
А согласные звуки как звучат? (В верхнем ряду согласные слышатся мягко. А во втором ряду согласные слышатся твёрдо.)
Откройте учебник на странице 33, рассмотрите ленту букв. Как заняли свои места буквы ё и о? Почему так, объясните? (Эти буквы обозначают одинаковые звуки. Согласные звуки читаются мягко с ё, а согласные звуки с о читаются твёрдо.)
Обратите внимание на пары гласных: а и я, ы и и. Прочтите слова Варя — варан, тын — тина. Что скажете об одинаковых звуках в разных словах?
Какое правило мы повторили, читая эти слова? (Правописание имён людей.)
Прочитайте стихи 0. Григорьева «Велосипед» (с. 32). Какая смешная история приключилась с мальчиком? (Сломался велосипед, мальчику пришлось нести его на руках.)
Прочитайте четверостишие два-три раза выразительно. Напечатайте предложение: Чёрный пёс унёс мои тапочки-шлёпки. Запишите далее три предложения: У тигра — тигрёнок. У утки — утёнок. У совы — совёнок. Чем интересно первое слово в этих предложениях? Придумайте свои предложения о зверях, птицах и их детёнышах.
Составьте имена людей и запишите их.
Сё |
ля |
жа |
рё |
ла |
Стё |
ма |
ре |
Е |
мей |
Лё |
Фёк |
па |
Тё |
1 ____________________
2 ____________________
3 ____________________
4 ____________________
5 ____________________
6 ____________________
Какие звуки обозначает буква ё в этих словах? (Звук [о].)
Как слышатся согласные звуки в слоге-слиянии, когда за ними следует гласная ё? (Они читаются мягко.)
Какое правило мы повторили? (Имена людей пишутся с заглавной буквы.)
— Какие слова ещё пишутся с заглавной буквы? (Фамилии, отчества людей, клички животных, названия городов.)
Прочитайте правило в стихах и запомните, как пишутся имена, фамилии и отчества людей.
Никогда не забывайте
Имя буквой выделяйте.
Среди имён и фамилий найдите слова, где буква ё обозначает два звука. (Ёжиков, Ёлкина, Ершов, Еремей.)
Найдите слова, где буква ё выступает как показатель мягкости согласного. (Сёма, Серёжа, Тёма, Света, Лёва.)
Выполните фонетический разбор слова Еремеев. (В этом слове 7 букв, 9 звуков, 4 гласные, 3 согласные.)
Прочитайте и озаглавьте текст.
______________________
Лето. По небу плывёт белое облако. Оно лёгкое и воздушное. Похоже облако на котёнка.
Навстречу плыла тяжёлая чёрная туча. Она несёт грозовой дождь. Облачко свернулось и растаяло.
— Расскажите, какими были белое облако, чёрная туча?
Отгадайте загадки (с. 33). Отгадки запишите. (Туча. Снежинки. Снег.) Какие орфограммы нашли вы в этих словах? (Жи пиши с буквой и. Ча пиши с буквой а, парная согласная на конце слова.)
Напечатайте предложения: Лосёнок живёт в лесу. Утёнок плавает в реке. Ёлочка растёт в лесу. К шалашу подошли медвежата. Смотрите, звёзды падают! Назовите предлоги, объясните их написание.
4. Рефлексия учебной деятельности
— Расскажите всё, что вы знаете о буквах ё, е, я.