Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс
Звук [ж]. Буква Ж, ж. Закрепление
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• дети научатся на слух различать звуки [ж] и [ш];
• запомнят, что звуки [ж] и [ш] на конце слов и в середине слова следует уточнять подбором группы родственных слов до тех пор, пока звук не будет слышаться ясно;
• научатся читать и печатать слова с буквосочетаниями жи и ши;
• работать с текстом, пересказывать текст;
• пополнят словарный запас новыми словами, что будет способствовать развитию логического мышления, развитию речи.
ХОД УРОКА
1. Работа по теме урока
— Прочитайте пословицы и постарайтесь объяснить их значение: Дружба, как стекло, разобьёшь — не сложишь. Нет друга — ищи, а нашёл — береги. Вперёд чужой беде не смейся, голубок. Когда мы употребляем в речи эти пословицы? Укажите слова, в которых есть буква ж.
Послушайте стихотворение.
Почему ужом назвали
Старожила здешних луж?
Никого ведь не ужалил
Безобидный чёрный уж.
(Л. Кондрашенко)
Дети слушают и выбирают слова: лужи, ужи, ужалил, старожила.
Отгадайте загадку-ловушку.
Маленького роста, длинные хвосты,
Серые шубки, острые зубки.
(Мыши)
Два волка бегут, оба на небо глядят. (Лыжи)
Что Бармалей носил за поясом? (Пистолет, ножи)
Из какой сказки этот фрагмент (с. 24)? (Из сказки «Дюймовочка».)
Что случилось с Дюймовочкой? (Еёукрал майский жук.)
Расскажите свой рассказ про маленькую Дюймовочку.
Два-три ребёнка рассказывают свои рассказы.
— Ответьте на вопросы: Все ли читали эту сказку? У кого дома есть книга «Дюймовочка»? Прослушайте отрывок из сказки Г.Х. Андерсена.
А теперь давайте прочитаем рассказ Л. Н. Толстого «Чиж» (с. 27). Читаем рассказ по ролям. Слова чижа нужно читать особенно выразительно — в голосе должна быть тоска и грусть.
Какую пословицу можно подобрать к этому тексту?
Я вам предложу ещё пословицы. Объясните их смысл. Воля лучше золотой клетки. Не нужна соловью золотая клетка, а нужна зелёная ветка. И золотые удила коню не милы. Каким словом вы заменили бы слово воля? (Свобода.) Что такое удила?
Прочитайте слова в столбиках (с. 27). Составьте словосочетания.
Обратите внимание на произношение слога ши во всех этих словах. Какие звуки мы слышим? А какие буквы пишем?
(Произносим звуки [ш] и [э], так как [ш] всегда твёрдый звук, но пишем ше. Во втором столбике мы произносим звуки [ж] и [э], так как звук [ж] всегда твёрдый. Но пишется сочетаниеже.)
А теперь прочитаем пары слов: много—больше...
Обратите внимание, как читается звук [н'] с буквой е? (Звук [н'] читается мягко, е смягчает его.) Прочитайте слоги и слова с доски.
аж |
яж |
жо |
страж |
уж |
ыж |
жу |
стружка |
еж |
ож |
же |
морж |
иж |
жа |
жи |
жучок |
— Какие буквы гласных звуков стоят после ж? А какие буквы гласных звуков вы не увидели после ж? Расскажите всё, что вы знаете о букве ж? (Буква ж обозначает согласный, звонкий, всегда твёрдый, шипящий звук.)
Какое правило мы изучили о правописании буквы ж. (Жи всегда пишется с буквой и.)
Как слышится звук [ж] на конце слов? ([ш])
Как называется эта орфограмма? Как её проверить? (Морж — моржи.)
Это четверостишие запомните. Подчеркните орфограмму.
Кружить, служить, дружить и жить.
Спешить, шипеть, смешить и шить.
Все сочетанья жи и ши
Ты только с буквой и пиши.
Проведём игру «Кто — где?» (с. 27). Прочитайте слова, которые записаны в левом столбике. Какой к ним можно поставить вопрос? (Кто это?)
Почему мы ставим вопрос: кто? (Это живые предметы.)
В классе найдите неживые предметы. Как мы про них спросим? (Поставим вопрос что?)
Попробуйте отыскать словосочетание для каждого слова левого столбика.
Дети составляют предложения и чётко проговаривают каждое слово.
— Дополните предложение недостающими словами. (Живут.)
Назовите предлог в этом предложении. (Предлог в.)
Напечатайте любое предложение, предварительно составив схему
этого предложения.
Прочитайте слова с доски и поставьте к каждому слову вопрос кто? или что?
Шар, жар, уши, ужи, крыши, жирафы, вожжи, малыши.
— Определите место букв ж и ш на ленте букв (с. 29). Почему буквы ж и ш расположены именно так?
Прочитайте русскую народную сказку «Мужик и медведь». Как поступил мужик с медведем? (Перехитрил его.)
Правильно ли он поступил? Какое чувство вы испытывали к медведю в это время? (Мужик обманул медведя. Медведь глупый, но мне его жалко.)
Прочитайте продолжение этой сказки. Почему мужик вновь обманул медведя? (Человек умнее животного. Но мне мишку жалко.)
Перейдём ко второй сказке. Прочтите отрывок. Что это за сказка? (Это сказка «Волк и семеро козлят».)
Чем закончилась эта сказка? (Все русские народные сказки заканчиваются хорошо. В них добро побеждает зло.)
Сейчас проведём игру «Доскажи словечко». Ответы будем печатать в тетрадь для печатания. Вместо неизвестных букв ставьте звёздочку.
Вяжет мама длинный шарф
Потому что сын... (Жираф)
Лейся дождь веселей
Мы с тобою... (Дружим)
Весело нам бегать
Босиком по... (Лужам)
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе... (Живот)
И... (бежит) Айболит к бегемотикам
И хлопает их по... (Животикам)
На доске схема слова.
— Какое из записанных вами слов подходит к ней? (Живот, жираф, лужам.)
Как можно изменить эту схему, чтобы она соответствовала слову лечит, грузит?
Дети изменяют схему.
2. Рефлексия учебной деятельности
— Прочтите слоги на странице 29. Дайте характеристику звукам [ж] и [ш]. Повторите правило на правописание шипящих согласных с гласными.