Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс
Звук [ж]. Буква Ж, ж
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• дети познакомятся с новым звуком [ж] и его артикуляцией;
• научатся различать звуки [ж] и [ш], установят их сходство и различие;
• повторят всё о звонких и глухих согласных звуках, парных согласных, шипящих согласных;
• повторят правописание сочетаний жи и ши;
• отработают навыки чтения с новыми буквами.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— Объясните смысл пословиц: Встанешь пораньше, шагнёшь подальше. Глаза страшатся, а руки делают. Не учась и лаптя не сплетёшь. Чему они нас учат?
Какие орфограммы вы увидели в пословице?
2. Мотивация учебной деятельности
— Прочитайте пять слов шалаши, корова, осы, луна, автобус. Какое слово спряталось в первых буквах этих слов? (Школа.) Какую ещё орфограмму вы увидели в этих словах? (ши)
Слоговое лото. Составьте и напечатайте слова.
— Прочитайте текст «Шум, Машина и Тишина» (с. 23). Почему проснулась Тишина? О чём спросила Тишина у Машины? Что ответила Машина?
Расскажите всё, что вы знаете про ш. (Буква «ша» обозначает согласный звук, шипящий, парный, глухой, твёрдый.)
3. Работа по теме урока
— Отгадайте загадки.
Я на ветке сижу,
Свою букву всё твержу.
Зная твёрдо букву эту,
Я жужжу весной и летом.
(Жук)
Чёрен — да не ворон.
Рогат — да не бык,
Шесть ног — да без копыт.
(Жук)
Произнесите первый звук в нашей отгадке. (Ж-ж-ж-ж.)
Какой это звук? (Согласный, шипящий, звонкий. Произносится с препятствиями.)
Найдите новый звук в словах, назовите место, где слышится звук [ж]. (Жёлудь, ужи, уши, ежи, снежинка, жуки, камыши, лыжи, лыжник.)
Послушайте загадку. Назовите отгадку.
Он ходит, голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он...
(Жираф)
Назовите первый слог. Как слышится в этом слоге звук [ж]? Что слышится за звуком [ж]? (Звук [ж] слышится твёрдо. Слышится за ним звук [ы]. Но в слоге-слиянии жи пишется буква и. Пользуемся правилом: жи пиши с буквой и.)
Прочитайте слова шалашик — шалаш [ш], ножик — нож [ш].
Какую букву нужно написать на конце слова? На какой звук очень похож звук [ж] на конце слов? (На звук [ш]. Нужно изменить слово и услышать ясный звук.)
Какой буквой обозначается на письме звук [ж]? (Ж, ж.)
Давайте прочитаем слог-слияние жи.
Слог жи выставляется на доске рядом со слогом ши.
— Прочитайте слоги сверху вниз. Почему слоги же и жи поставили в другой столбик?
Подумайте, как бы вы изобразили букву ж?
Посмотри-ка: буква Ж
На жука похожа,
Потому что у неё
Шесть жучиных ножек.
Если сноп, как пояском,
Подпоясать колоском,
Сноп пшеницы на меже
Превратится в букву ж.
Рассмотрите картинку. Чем заняты дети? (Играют.)
Прочитайте текст «Жмурки» (с. 25). Расскажите, о чём вы прочитали? Что бы вы посоветовали играющим детям? (Я бы рассказал им новую считалку. Я бы посоветовал, что место для игры нужно выбирать ровное, без луж.)
В какие игры играете вы во дворе? Найдите грустное предложение. (Никого Женя догнать не может.)
Прочитайте столбики слов наверху. Какие орфограммы заметили?
Чтение и объяснение смысла пословиц читающими детьми (с. 24).
Работа с иллюстрацией.
— Найдите слова со звуками [ч], [ш], [ж].
Прочитайте рассказ «Первые снежинки» (с. 26).
Давайте представим хорошую зимнюю погоду и подумаем, что же произошло дальше? Что делает Маша? Что увидел Женя? Продолжайте.
Прочитайте слова в столбиках. Какие правила мы здесь увидели?
Подчеркните орфограмму с согласными, (ж и ш)
4. Рефлексия учебной деятельности
— В чём сходство и различие звуков [ж] и [ш]?
Какая орфограмма объединила эти два звука?