Звук [и]. Буква И, и. Закрепление

Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс

Звук [и]. Буква И, и. Закрепление

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• дети продолжат формировать умения выделять звук [и] из речи;

• научатся правильному артикулированию и озвучиванию буквы и;

• различать понятия «звук» и «буква»;

• выучат алгоритм слого-звукового разбора слов;

• закрепят знание о слогообразующей функции гласного звука;

• познакомятся с обозначением мягкости согласного звука при сочетании его со звуком [и];

• сформируют умение пересказывать хорошо знакомые детские произведения, правильно строить предложения, интонационно грамотно оформлять их при пересказе;

• сформируют навыки чтения.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— Какой звук вы изучили на прошлом уроке? Чем отличается этот звук от звуков [а] и [о]? Сегодня повторим все наши знания и приведём их в систему.


2. Мотивация учебной деятельности

Чтение пословиц читающими детьми (с. 28).

Нет друга — ищи, а нашёл береги.

Дело учит, дело мучит, дело кормит.

Как вы понимаете смысл этих пословиц?

Подчеркните букву и.


3. Работа по теме урока

— Составьте слова, объясните их значение.



— Ребёнок по стрелочкам передвигает указку и читает слова. Делит на слоги, произносит с правильной постановкой ударения. Далее с каждым словом по алгоритму работает по вопросам: Сколько в слове слогов? В каком слоге слышим звук [и]? На какой слог падает ударение?

— Произнесите ударный звук. Что обозначает это слово?

Послушайте строки из стихотворения С. Маршака и скажите, о каком времени года в них говорится?

Иней лёг на ветви ели,

Иглы за ночь побелели.

Какое это временя года? (Зима.)

Скажите это слово чётко и составьте его схему. Скажите, как слышатся согласные звуки с разными гласными звуками?

Я произнесу отрывок, а вы назовите слова, в которых слышится звук [и]. (Слова иней, иглы, ели, ветви.) Что такое иней?

О каких иглах идёт речь? (Об иглах ели.) Как называются деревья, у которых листочки — иголочки? Как называются эти иголочки? (Это хвоинки, а деревья называются хвойными.)

Отгадайте загадки.

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый годя главная.

(Ёлка)


Зимой и летом одним цветом. (Сосна, ель)

— Назовите ещё хвойные деревья. (Сосна, лиственница, кедр, пихта, можжевельник.) Какое дерево среди них особенное?

А какие ещё иглы есть в природе? (Иглы у ежа. Иглы для шитья.)

Вспомните загадку про лесное животное. Я начну: Под соснами... (Под ёлками бежит мешок с иголками.)

Мы с вами узнали два значения слова игла. Какое же третье значение слова игла?

Быстрая, блестящая

Мастерица настоящая.

За труд не требует наград.

Весь мир её обновкам рад.

(Иголка швейная)

— Придумайте предложение с новым значением слова — иглы, иголка. (Таня вдела в иголку нитку. Иголка была остра и тонка. Нитка была красна. Хорош получился маку Тани.)

Запишите схему второго предложения. Найдите слово, которое состоит из одной буквы. (Это четвёртое слово и.)

Что нового мы узнали о звуке [и]? (Звук [и] может обозначать целое слово.)

Рассмотрите картинки на странице 30 (верхний ряд.) Что вам хочется сделать с этими предметами? (Ёжика хочется погладить. Веточку сосны хочется понюхать. Иголку хочется взять в руки и вышить цветочек.)

В каких предложениях вы услышали маленькое слово ы? Отгадайте загадку.

Днём молчит,

Ночью кричит,

По лесу летает и

Прохожих пугает.

(Филин)

— Напечатайте схему этого слова. Назовите слоги-слияния. Какие гласные звуки слышите? Где слышите звук [и]? (После согласных звуков.)

Как при этом произносятся согласные звуки? (Мягко.)

Составьте предложения к картинке на середине листа с. 30.

Куда собрался мальчик (с. 34)? Что у него за плечами? Что он взял с собой в школу? Как одним словом назовёте эти предметы? (Учебные вещи, принадлежности.)

Я перечислю учебные принадлежности, а вы назовите гласные звуки, которые слышите в словах: карандаш, ластик, альбом, книга.

А теперь поработаем с карточками. К слогу с карточки добавьте слог так, чтобы получилось слово.

(Фи (филин), ли (лиса, липа), хи (хитрая), ти (тихий), зи (зима), ми (Миша), си (сила), ки (кисточка, киты), ди (диван).)

— Как согласный звук читается с гласным [и]? Посадим слоги-слияния на мягкий диванчик.

Учитель показывает картинки. Дети выставляют гласные буквы, которые есть в этих словах-отгадках.

Сам худ, а голова с пуд.

(Молот — о, о)


В брюхе баня,

В носу решето,

На голове пупок.

Всего одна рука,

И та на спине.

(Чайник — а, и)


Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня,

Езжу сразу на обоих...

Что за кони у меня?

(Коньки — о, и)


Ах, не трогайте меня:

Обожгу и без огня! (Крапива — а, и, а)

— Рассмотрите рисунки. Назовите предметы.

Учитель показывает рисунки: мох, такси, мак, лодки. Дети показывают буквы, обозначающие гласные звуки в этих словах, — И, О, А.

— Какие звуки обозначают эти буквы? (Эти буквы обозначают гласные звуки [и], [о], [а].)

Какими свойствами обладают эти звуки? Как мы показали это на ленте букв? Какого цвета домик выберем мы для и? (Красный, в нижнем ряду, так как буква и обозначает гласный звук.)

Без чего не может жить человек? (Без имени.)

Скажите, чьё имя начинается со звука [и]? (Илья, Иван, Ирина.)

С какой буквы мы начали бы писать эти имена людей? (С заглавной И.)

Имена людей называются именами собственными. Они принадлежат одному человеку. Это его собственное имя.

— Правильно ли расположены иллюстрации к сказке? Этот ряд картинок к тексту называется картинным планом. Как называется эта сказка? («Лиса и Журавль».) Давайте её прочитаем и перескажем.


4. Рефлексия учебной деятельности

— Какую пословицу можно вспомнить, когда хорошо сделана вся работа? Почему гласный звук [и] не похож на ранее изученные звуки? Что ещё может обозначать одна буква и? (Целое слово.)






Для любых предложений по сайту: [email protected]