Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс
Звук [и]. Буква И, и
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• дети познакомятся с гласным звуком [и], научатся различать этот звук в словах;
• познакомятся с заглавной И и маленькой буквой и, уяснят их предназначение;
• научатся наблюдать за звучанием согласного звука в слоге-слиянии с гласным звуком [и] и гласными [а], [о];
• продолжат учиться грамотному слого-звуковому анализу слов;
• закрепят знания о слогообразующей роли гласных звуков, в частности звука [и];
• научатся связному пересказу небольшого текста.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— С какими звуками мы познакомились на прошлых уроках? Какие это были звуки? Что характеризует гласные звуки? Сегодня мы познакомимся с новым звуком. В какую группу звуков он попадёт, мы узнаем к концу урока.
2. Мотивация учебной деятельности
— Послушайте пословицу: Хорошо того учить, кто хочет всё знать.
Мы с вами очень много трудимся на каждом уроке, и мне хочется рассказать вам много интересного, весёлого, доброго, умного. Давайте будем работать дружно, активно поднимать руки, делиться своими знаниями с друзьями. Тогда у всех будет хорошее настроение.
Сегодня мы с вами отправимся в Чудесную страну сказок. Вспомните сказки, с которыми мы знакомились ранее. Назовите самого страшного и жестокого героя из повести А. Н. Толстого «Золотой ключик...». Поможет вам схема.
— Кто это? (Карабас-Барабас.)
Имя героя разделите на слоги.
Какой герой летал в далёкую страну Лимпопо, чтобы помочь бедным бегемотикам? Поделите слово на слоги.
— Какая птица в одной сказке была глупой, доверчивой, очень любила зёрнышки пшеницы и проса и из-за этого попадала в неприятные истории, её даже чуть было не съели? В другой сказке эта же птица была смелой, носила косу на плечах и защищала бедных и несчастных зверушек. Кто это?
— Какой умненький и благоразумненький мальчишка не мог утонуть в пруду, но, поплавав в воде, вылез на лист кувшинки и получил в подарок изумительную вещь? Кто это?
Какие буквы помогли нам справиться со всеми заданиями в Чудесной стране сказок. (Буквы А, о и О, о.)
Какие звуки они обозначают? (Звук [о] и звук [о].)
Дайте характеристику звукам [а] и [о].
Угадайте имя сказочных персонажей по первому звуку их имени.
Буквы озвучивают читающие дети.
Слова для справок: Бармалей, Буратино, Петушок — Золотой гребешок. Заяц, Волк, Маша, Медведь, Айболит, Лиса, Емеля, Золушка, Дюймовочка, Снегурочка и др.
3. Работа по теме урока
— Рассмотрите иллюстрацию к сказке «Иван-царевич и Серый волк».
Назовите имя героя сказки, который подошёл к огромному дубу и высоко на суку увидел сундук. Медведь вырвал дуб. Сундук упал и разбился. Из него выбежал заяц. Волк догнал зайца. Из зайца вылетела утка и взвилась в небо. Настиг утку орёл. Утка уронила яйцо в море. Сел наш герой на берег и закручинился. Не спасти ему свою невесту. Вдруг из воды выплыла щука, а в зубах у неё яйцо. Обрадовался наш герой, взял яйцо, расколол и вынул из яйца заветную иголку. Сломал у иголки кончик — и умер Кащей Бессмертный. Вот и сказке конец. А кто слушал молодец. Как зовут героя сказки? (Иванушка, Иван.)
Разделите слово Иван по слогам. Скажите первый слог. Сколько звуков мы слышим в этом слоге? Как он произносится? (Долго, протяжно, легко, не встречает преград.)
Как вы считаете, какой это звук? Дайте ему характеристику. (Звук [и] — гласный. Он хорошо тянется. При произношении не встречает преград.)
Назовите второй слог. (Слог -ван.)
Сколько в нём звуков? Есть ли здесь слог-слияние? Произнесите слово так, чтобы отчётливо слышалось ударение в слове. (Ива-а-ан.)
На какую гласную падает ударение? Какая гласная осталась без ударения? Но звук всё-таки слышится хорошо. Как Иванушка справился с Кащеем Бессмертным? Произнесите название предмета, в котором была спрятана смерть Кащея, по слогам. (И-гол-ка.)
Выделение звука из слова иголка на с. 29.
Работа со схемой.
— Выполните задания на верху с. 30. Соотнесите рисунки со схемой.
Работа со значением слова.
— Как называются иголки у ели? (Хвоя, хвоинки.)
Назовите первый слог. Какой звук вы слышите? Дайте характеристику этому звуку. Какой это звук? (Звук [и]).
Послушайте стихотворение В. Берестова (с. 29) и найдите предметы, в названии которых слышится звук [и].
Выделение звука [и] из слова ива.
Работа со схемой слова.
Обозначение звука буквой И, и.
Послушайте стихотворение. Какие слова начинаются со звука [и]?
Над речкой говорливою
Ждёт ива в гости нас.
Нам иволгу пугливую
Увидеть хоть бы раз! (М. Яснов)
— Произнесите слова ива, иволга по слогам, выделите голосом слог, в состав которого входит звук [и]. Составьте схемы. Дайте характеристику звуку [и]. (Звук гласный. Он образует полный слог. В этих словах он ударный гласный звук.)
Послушайте совет поэта Э. Успенского.
Берём же скорей иголки и клей,
Нитки, катушки и чиним игрушки.
И нам за это от души
Спасибо скажут малыши.
— Какие предметы брали старшие дети? (Иголки, нитки, катушки, игрушки.)
Где в словах вы слышите звук [и]? (И-голки, и-грушки.)
Какой слог последний в этих словах? (Слог -ки.)
Как произносится и слышится согласный звук рядом со звуком [и]? (Звук [к] слышится мягко.)
Мы говорим иголки и игрушки, когда этих предметов много. Попробуйте назвать эти предметы, когда они по одному. (Игол-ка, игруш-ка.)
Назовите последний слог. (Слог -ка.)
Как слышится согласный звук, когда после него стоит звук [а]? (Звук [к] слышится твёрдо.)
Произнесите другие слова, которые встретились нам в стихотворении. (Нитки, катушки.)
Произнесите слова по слогам. Назовите слоги-слияния. (Это слоги -ни, -ки.)
Как звучат согласные звуки, когда после них мы слышим звук [и]? (Согласные звуки слышатся мягко.)
Что ещё мы узнали с вами о звуке [и]? (Что он образует слог.)
Что отличает гласный звук [и] от гласных звуков [а] и [о]? (В слогах- слияниях согласные читаются твёрдо со звуками [о] и [о].)
А что их объединяет? (Они гласные звуки.)
Какой буквой обозначается звук [и]? (Буквами И и и).
На что похожи эти буквы? (Дети придумывают образ предметов, похожих на букву И.)
Послушайте, как о букве И написал В. Степанов.
На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
— Когда мы используем букву И заглавную? Вам поможет иллюстрация в учебнике (с. 28). (В слове И-ванушка.)
Когда мы используем маленькую букву и? (В словах и-голки, гу-си, домик, грибы, ели, избушка.)
Найдите на странице 28 предметы, в названии которых слышится звук [и]. Называйте слог со звуком [и]. (Гуси-лебеди (си, ди); избушка (из); ива (и); ели (ли); Иван (И); сапоги (ги).)
Найдите буквы, обозначающие звук [и], напечатайте И, и.
Какие сказки помогли нам в подборе предметов со звуком [и]? («Иван-царевич и Серый волк», «Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди».)
Под иллюстрацией есть схема предложения. Составьте к ней предложение. (Иван-царевич ищет невесту. Иван-царевич ищет стрелу. Гуси-лебеди караулят мальчика. Гуси служат Бабе-Яге.)
Какой звук издаёт стрела, пущенная Иваном-царевичем? (И-и-и-и-и-и.)
Иногда в сказках, когда герои обращаются к старым, пожилым людям с вопросом показать им дорогу куда-либо, им отвечают так: «..., (И-и-и!) родимый, это очень далеко. Вот тебе клубочек (или грибочек), который доведёт тебя к заветной цели».
Как вы думаете, могут ли на иллюстрации (с. 28) находиться хорошие, добрые герои? И где? (В избушке находится мальчик Ванюша. Его сторожат гуси-лебеди. Где-то в лесу бредёт Алёнушка. Она ищет братца.)
Удастся ли сестре спасти братца? Кто ей поможет в этом? (Печка. Речка. Яблонька.)
— Как заканчиваются все русские народные сказки? (В сказках добро побеждает зло.)
Послушайте загадку.
В узкий глазок вдета тонкая нитка
И поплыла за корабликом прытко.
Шьёт, зашивает и колется колко,
А называют кораблик... (Иголка)
— Для чего нужна человеку игла? (Для шитья.)
Человек может шить, пилить, резать, строгать, что-то забивать. Какие вещи помогают человеку в работе? (В работе человеку помогают молоток, клещи, ножницы, шило...)
Назовите эти предметы одним словом? (Инструменты.)
Назовите первый звук? (Звук [и].)
Произнесите этот звук, правильно артикулируя [и-и-и]. (Рот открыт узкой щёлочкой. Чтобы произнести звук [и], нужно растянуть в улыбке губы, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны.)
Вспомните, какие звуки и буквы мы уже изучили? Прочитайте слоги- слияния со звуком [и]: ли; ми; ти; чи; ки. Как произносятся согласные звуки? Прочитайте слоги ещё раз и добавьте свой слог так, чтобы получилось законченное слово.
Например, учитель читает слог ли. Дети добавляют: са, па, ра, га, ка, за.
На ленте букв прочитайте изученные буквы. Какие звуки они обозначают? (Звуки [о], [о].)
Сможем ли мы поставить букву и рядом с ними? (Нет.) Почему?
На любой мой вопрос отвечайте словом, которое начинается со знакомого нам звука: [а], [о], [и]. Кто лечит зверей? (Айболит.)
Как звали собаку доктора Айболита? (Авва.)
Как звали пуделя у девочки с голубыми волосами? (Артемон.)
Как звали лису, которая отняла деньги у Буратино? (Алиса.)
Какие цветы ты принёс в школу 1 сентября? (Астры, анютины глазки, амариллис...)
Какая книга научит нас читать и писать? (Азбука.)
Теперь поменяем звук. На вопросы отвечайте также одним словом, которое начинается со звука [о]. Название какого месяца начинается со звука [о]? (Октябрь.) Со звука [и]? Со звука [а]?
Назовите птенца гордой птицы, которая живёт высоко в горах. (Орлик.)
Название каких насекомых начинается со звука [о]? (Осы.)
Кто такой Иа? (Ослик.)
На какой фон ленты букв поставим букву и? В какой ряд? Почему?
4. Рефлексия учебной деятельности
— Что нового вы узнали на уроке?
С каким новым звуком вы познакомились? (Со звуком [и].) Что это за звук? Чем он отличается от звуков, которые мы изучали раньше? Как читаются с этим звуком согласные звуки? Составьте схему к слову хвоинки. Укажите, какой из них слог-слияние?