Твёрдые и мягкие согласные звуки

Поурочные разработки по русскому языку 1 класс

Твёрдые и мягкие согласные звуки

ТИП УРОКА: урок изучения нового материала.

ЦЕЛИ УРОКА: развивать умение различать мягкие и твёрдые согласные звуки в слове; обобщить знания об обозначении на письме мягкости и твёрдости согласных.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• учащиеся научатся различать в слове и вне слова мягкие и твёрдые согласные звуки и правильно их произносить, парные и непарные согласные звуки; научатся соотносить звуковые обозначения со словами.

ОБОРУДОВАНИЕ: ПК.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие. Организация рабочего места.


2. Проверка домашнего задания

Проверка правильности выполнения задания в рабочей тетради.

Вариант 1.

ПК. Тема «Буквы й, и»

Упражнение из рабочей тетради.

Задание: соедините противоположные по значению слова.

Вариант 2. Фронтальный опрос.

— Прочитайте слова, противоположные по значению. (Грязный чистый, печальный — весёлый, злой — добрый.)


3. Актуализация знаний

— Заполните клетки кроссворда.



— Определите по высказыванию, о ком или о чём идёт речь.

1. Небольшой пугливый зверёк семейства грызунов с длинными задними ногами и длинными ушами. (Заяц.)

2. Крупное домашнее животное, которое даёт молоко. (Корова.)

3. Человек, который выполняет в порядке очереди какие-либо служебные поручения или обязанности. (Дежурный.)

4. Группа учеников одного и того же года обучения. (Класс.)

5. Хищный зверь с острой мордой, длинным пушистым хвостом. (Лисица.)

— Прочитайте ключевое слово. (Звуки.)

Объясните правописание букв в выделенных ячейках.

Какие звуки бывают? (Звуки гласные и согласные. Согласные звуки — твёрдые и мягкие.)


4. Целеполагание

Работа с учебником (с. 81)

— Прочитайте тему урока. (Твёрдые и мягкие согласные звуки.)

Уточните познавательную задачу урока. (Как обозначить на письме мягкость согласных звуков?)

— Сегодня на уроке вы будете учиться различать в слове и вне слова мягкие и твёрдые согласные звуки и правильно их произносить, парные и непарные согласные звуки, а также соотносить звуковые обозначения со словами.


5. Работа по теме урока

1. Организация восприятия и осмысления новой информации, то есть усвоение исходных знаний

Работа по учебнику (с. 81, упр. 1)

— Прочитайте выразительно стихотворение 3. Александровой.

Постарайтесь объяснить написание выделенных в словах орфограмм.

Спишите предложение, в котором говорится о наступившем времени года. (В лесу у нас весна.)

О каком месяце идёт речь? (Об апреле.)

Сделайте анализ слова апрель. (Апрель — 2 слога, 6 букв, 5 звуков, 2 глас., 3 согл. [апр'эл’])

Робота по учебнику (с. 81, упр. 2). Наблюдение над произнесением твёрдого и мягкого согласного в слове, смыслоразличительной ролью согласных звуков и букв в слове, обозначением твёрдого и мягкого согласного звука в звуковых и буквенных записях слов. Выполнение под руководством учителя звуковой записи слов.

лук [лук]

люк [л'ук]

2. Первичная проверка понимания

Работа по учебнику (с. 82, упр. 3)

— Прочитайте каждую пару слов.

Произнесите звуки, которыми обозначены выделенные буквы.

Прочитайте слова, которые начинаются с твёрдого согласного звука. (Рад, воз, лук, мыл.)

Прочитайте слова, которые начинаются с мягкого согласного звука. (Ряд, вёз, люк, мил.)

Прочитайте текст в рубрике «Сведения о языке» (с. 82).

Расскажите, что вы узнали об обозначении на письме мягкости согласных звуков. (Мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами е, ё, ю, я, и, а так же мягким знаком.)

Расскажите, что вы узнали об обозначении на письме твёрдости согласных звуков. (Твёрдость согласных звуков обозначается на письме буквами а, о, у, ы, э.)

Работа у доски по учебнику (с. 82, упр. 3, продолжение)

— Спишите слова, запишите рядом с каждым словом его звуковое обозначение.

рад [рат] воз [вое] лук [лук] мыл [мыл]

ряд [р'ат] вёз [в'ос] люк [л'ук] мил [м'ил]

3. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении (в том числе смена вариантов) по образцу

Работа по учебнику на стр. 82, упр. 4.

— Прочитайте слова по их звуковым обозначениям.

Запишите слова буквами.

Объясните значение каждого слова.


Дополнительная информация для учителя.

Метр — это слово имеет несколько значений.

1. Основная единица длины метрической системы мер, равная ста сантиметрам.

2. Линейка или лента такой длины с делениями.

Лыжня — две параллельные колеи, накатанные лыжами.

Клён — дерево с широкими, у большинства видов резными листьями.


6. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

— Спишите предложения, заменяя буквами звуковое обозначение слов.

Расстояние от сугроба до [кл’она] было сто метров. Миша взял [лыжы]. Он быстро побежал по [лыжн'э].

— Какие орфограммы, которые вы знаете, здесь встретились? Подчеркните эти орфограммы.


7. Самостоятельная работа

Выполнение задание в рабочей тетради (с. 42, упр. 37)

— Соотнесите схемы и слова — раскрасьте схемы нужным цветом.

Способ проверки: самопроверка и коллективная проверка выполненной работы при использовании ПК, тема «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Упражнение из рабочей тетради. Раскрась схемы слов» или составление схем слов на доске.


8. Домашнее задание

Выполнить задание в рабочей тетради на с. 42, упр. 38.


9. Подведение итогов урока

— Объясните, как обозначается на письме твёрдый и мягкий согласный звук.

Вспомните, какие гласные буквы стоят в написанном (напечатанном) слове после букв, обозначающих твёрдый или мягкий согласный звук.


10. Рефлексия

— Закончите предложения.

На уроке я научился...

Я приобрёл умения ...

Я понял, что...

Я попробую самостоятельно...






Для любых предложений по сайту: [email protected]