Поурочные разработки по русскому языку 1 класс
Твёрдые и мягкие согласные звуки
ТИП УРОКА: урок изучения нового материала.
ЦЕЛИ УРОКА: развивать умение различать мягкие и твёрдые согласные звуки в слове; обобщить знания об обозначении на письме мягкости и твёрдости согласных.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• учащиеся научатся различать в слове и вне слова мягкие и твёрдые согласные звуки и правильно их произносить, парные и непарные согласные звуки; научатся соотносить звуковые обозначения со словами.
ОБОРУДОВАНИЕ: ПК.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие. Организация рабочего места.
2. Проверка домашнего задания
Проверка правильности выполнения задания в рабочей тетради.
Вариант 1.
ПК. Тема «Буквы й, и»
Упражнение из рабочей тетради.
Задание: соедините противоположные по значению слова.
Вариант 2. Фронтальный опрос.
— Прочитайте слова, противоположные по значению. (Грязный чистый, печальный — весёлый, злой — добрый.)
3. Актуализация знаний
— Заполните клетки кроссворда.
— Определите по высказыванию, о ком или о чём идёт речь.
1. Небольшой пугливый зверёк семейства грызунов с длинными задними ногами и длинными ушами. (Заяц.)
2. Крупное домашнее животное, которое даёт молоко. (Корова.)
3. Человек, который выполняет в порядке очереди какие-либо служебные поручения или обязанности. (Дежурный.)
4. Группа учеников одного и того же года обучения. (Класс.)
5. Хищный зверь с острой мордой, длинным пушистым хвостом. (Лисица.)
— Прочитайте ключевое слово. (Звуки.)
Объясните правописание букв в выделенных ячейках.
Какие звуки бывают? (Звуки гласные и согласные. Согласные звуки — твёрдые и мягкие.)
4. Целеполагание
Работа с учебником (с. 81)
— Прочитайте тему урока. (Твёрдые и мягкие согласные звуки.)
Уточните познавательную задачу урока. (Как обозначить на письме мягкость согласных звуков?)
— Сегодня на уроке вы будете учиться различать в слове и вне слова мягкие и твёрдые согласные звуки и правильно их произносить, парные и непарные согласные звуки, а также соотносить звуковые обозначения со словами.
5. Работа по теме урока
1. Организация восприятия и осмысления новой информации, то есть усвоение исходных знаний
Работа по учебнику (с. 81, упр. 1)
— Прочитайте выразительно стихотворение 3. Александровой.
Постарайтесь объяснить написание выделенных в словах орфограмм.
Спишите предложение, в котором говорится о наступившем времени года. (В лесу у нас весна.)
О каком месяце идёт речь? (Об апреле.)
Сделайте анализ слова апрель. (Апрель — 2 слога, 6 букв, 5 звуков, 2 глас., 3 согл. [апр'эл’])
Робота по учебнику (с. 81, упр. 2). Наблюдение над произнесением твёрдого и мягкого согласного в слове, смыслоразличительной ролью согласных звуков и букв в слове, обозначением твёрдого и мягкого согласного звука в звуковых и буквенных записях слов. Выполнение под руководством учителя звуковой записи слов.
лук [лук]
люк [л'ук]
2. Первичная проверка понимания
Работа по учебнику (с. 82, упр. 3)
— Прочитайте каждую пару слов.
Произнесите звуки, которыми обозначены выделенные буквы.
Прочитайте слова, которые начинаются с твёрдого согласного звука. (Рад, воз, лук, мыл.)
Прочитайте слова, которые начинаются с мягкого согласного звука. (Ряд, вёз, люк, мил.)
Прочитайте текст в рубрике «Сведения о языке» (с. 82).
Расскажите, что вы узнали об обозначении на письме мягкости согласных звуков. (Мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами е, ё, ю, я, и, а так же мягким знаком.)
Расскажите, что вы узнали об обозначении на письме твёрдости согласных звуков. (Твёрдость согласных звуков обозначается на письме буквами а, о, у, ы, э.)
Работа у доски по учебнику (с. 82, упр. 3, продолжение)
— Спишите слова, запишите рядом с каждым словом его звуковое обозначение.
рад [рат] воз [вое] лук [лук] мыл [мыл]
ряд [р'ат] вёз [в'ос] люк [л'ук] мил [м'ил]
3. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении (в том числе смена вариантов) по образцу
Работа по учебнику на стр. 82, упр. 4.
— Прочитайте слова по их звуковым обозначениям.
Запишите слова буквами.
Объясните значение каждого слова.
Дополнительная информация для учителя.
Метр — это слово имеет несколько значений.
1. Основная единица длины метрической системы мер, равная ста сантиметрам.
2. Линейка или лента такой длины с делениями.
Лыжня — две параллельные колеи, накатанные лыжами.
Клён — дерево с широкими, у большинства видов резными листьями.
6. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений
— Спишите предложения, заменяя буквами звуковое обозначение слов.
Расстояние от сугроба до [кл’она] было сто метров. Миша взял [лыжы]. Он быстро побежал по [лыжн'э].
— Какие орфограммы, которые вы знаете, здесь встретились? Подчеркните эти орфограммы.
7. Самостоятельная работа
Выполнение задание в рабочей тетради (с. 42, упр. 37)
— Соотнесите схемы и слова — раскрасьте схемы нужным цветом.
Способ проверки: самопроверка и коллективная проверка выполненной работы при использовании ПК, тема «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Упражнение из рабочей тетради. Раскрась схемы слов» или составление схем слов на доске.
8. Домашнее задание
Выполнить задание в рабочей тетради на с. 42, упр. 38.
9. Подведение итогов урока
— Объясните, как обозначается на письме твёрдый и мягкий согласный звук.
Вспомните, какие гласные буквы стоят в написанном (напечатанном) слове после букв, обозначающих твёрдый или мягкий согласный звук.
10. Рефлексия
— Закончите предложения.
На уроке я научился...
Я приобрёл умения ...
Я понял, что...
Я попробую самостоятельно...