Русский язык традиционная система планирования уроков 10-11 классов
Управление при словах, близких по значению
Цель: помочь научиться преодолевать трудности в выборе вариативных конструкций, различающихся смысловыми или синтаксическими оттенками.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Учащиеся читают примеры на тему «Речевая избыточность и недостаточность как виды стилистических ошибок», афоризмы на тему «Жизнь».
II. Работа по теме урока
Слово учителя
В работе над текстом часто приходится сталкиваться с вопросами синтаксического управления - выбором нужной падежной формы и подходящего предлога, так как нередко наблюдаются случаи колебания, вариативности, вызывающие затруднения.
Действительно, перед нами встает вопрос, как лучше (правильнее) сказать: предостеречь от кого? (чего?) или предостеречь против кого? (чего?) В чем смысловое различие между сочетаниями удостоить чего? -удостоить чем?
Поэтому на уроке мы должны работать над выбором вариативных конструкций в целях предупреждения грамматических недочетов при составлении текста.
- Что такое управление? (Вид подчинительной связи, при котором главное слово требует постановки зависимого слова в определенном падеже.)
Подобное широкое понимание отношений между главным и зависимым словами давно уже поставлено под сомнение. Возьмем такие словосочетания, как дом из панелей, дом с колоннами, дом в семь этажей, дом кирпичного цвета и т. п. Об этих сочетаниях не говорится как об управлении, т. е. о прямой зависимости предложно-падежной формы от лексического значения или грамматических особенностей поясняемого ею слова.
В этих сочетаниях важными являются не столько характерные признаки управления, сколько определительные. Поэтому мы должны уметь выбирать ту форму, тот вариант, который уместен в том или ином контексте.
Многие слова, близкие по значению или составу, по-разному управляют другими словами. Например, глагол тормозить требует после себя винительного падежа, а глагол препятствовать - дательного.
Плохая погода тормозила (что?) продвижение отряда вперед.
Но:
Плохая погода препятствовала (чему?) продвижению отряда вперед. Поэтому надо уметь правильно ставить вопрос к зависимому слову. Например:
Заплатить (за что?) за проезд в автобусе - оплатить (что?) проезд в автобусе.
Полон (чего?) впечатлений - наполнен (чем?) фруктами.
Вера (во что?) в успех - уверенность (в чем?) в своих силах.
Упрекать (в чем?) в беспечности - попрекать (чем?) куском.
Беспокоиться (о чем? о ком?) о сыне - тревожиться (за что? за кого?) за здоровье сына.
Доволен (чем?) результатом - рад (чему?) приезду.
Предостеречь (от чего?) от ошибок - предупредить (о чем?) о поездке.
Удивляться (чему?) мужеству твоему - восхищаться (чем?) восходом солнца.
Разочароваться (в чем?) в профессии - быть недовольным (чем?) результатом.
- Итак, что надо знать, чтобы не ошибиться в выборе нужного сочетания слов? (Знать основные значения падежей и предлогов, а также лексическое значение слов.)
III. Тренировочные упражнения на закрепление
1. Упр. 212, 216 (по вариантам с последующей взаимопроверкой).
2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и ставя в нужном падеже слова, данные в скобках. В необходимых случаях добавляйте и соответствующие предлоги.
1. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов подробно пишет ... (положение пореформенного крестьянства). Некрасов с глубоким сочувствием описывает ... (тяжелая судьба женщины-крестьянки). 2. Арина Петровна попр..кала сирот-племянниц ... (каждый кусок хлеба). Павла Владимировича упр..кала она ... (недостаточная почтительность). 3. В разговоре собеседники к..снулись ... (самые разнообразные вопросы). Они говорили ... (самые разнообразные дела). 4. Мать тревожилась ... (судьба сына). Она бе..покоилась ... (состояние его здоровья).
Перепишите предложения, выбирая из слов, данных в скобках, нужный вариант. Составьте устно, где возможно, предложения, используя другие, не взятые вами слова из скобок.
1. Учительница ... (уделяла много внимания, обращала много внимания) работе с отстающими учениками. 2. Страшная жара ... (тормозила, препятствовала) нормальной работе геологической экспедиции. 3. Школа ... (отличается, занимает первое место) по охвату учащихся внеклассной работой. 4. Девочка очень бережно... (обращалась, относилась) с книгами. 5. Банка была... (полна, переполнена) воды. 6. Ваня ... (рассказал, поделился) о своих впечатлениях от поездки в Москву.
3. Наблюдение за употреблением в речи предлогов в, на.
- Какое значение имеют эти предлоги? (В - «внутри чего-нибудь», на — «на поверхности чего-нибудь».)
- Правильны ли сочетания: ехать в поезде - ехать на поезде, работать в поле - работать на поле, слезы в глазах - слезы на глазах? (Да, они выступают как синонимы.)
- В то же время надо отметить, что в большинстве случаев эти предлоги различаются в соответствии с присущими им значениями:
а) с географическими объектами сочетается предлог в: в городе, в Сибири, в Белоруссии;
б) при названии островов, полуостровов употребляется предлог на: на Камчатке, на Новой Земле;
в) с названиями гор и горных местностей употребляется предлог на: на Урале, на Казбеке;
г) употребление предлогов в, на при названиях гор во множественном числе связано с различными значениями: отдыхать в Альпах - значит «в горах, среди гор»; события на Балканах - значит «на Балканском полуострове»; леса на Карпатах - значит «на поверхности гор»;
д) при названиях транспортных средств чаще употребляется предлог на: на поезде, на автобусе. Употребление предлога в предполагает нахождение внутри называемого предмета: находиться в поезде, сидеть в автобусе.
Предлоги в, на имеют свои антонимы: в-из, на-с: поехал в Крым - вернулся из Крыма, отправился на Кавказ - прибыл с Кавказа.
Домашнее задание
1. Выполните упр. 217, 218.
2. Подберите примеры об употреблении предлога по, покажите его своеобразие. (Предлог по управляет тремя падежами - дательным, винительным и предложным: по пять тетрадей - по пяти тетрадей, по несколько человек - по нескольку человек.)
По получении ответа, но не по получению ответа, т. к.:
а) предлог по в значении «после» управляет предложным падежом: по окончании урока, по, изучении вопроса;
б) предлог по в значении «причина» управляет дательным падежом: по состоянию здоровья, по озеленению города;
в) с личным местоимением первого, второго лица предлог по сочетается с предложным падежом: скучаем по вас (не по вам), скучают по нас (не по нам);
г) с личными местоимениями 3-го лица предлог по управляет дательным падежом: скучаем по нему; скучаем по ним;
д) при обозначении предмета, который нужно достать, добыть употребление предлога имеет разговорно-просторечный характер: идти за грибами — идти по грибы.