Анализ лирического произведения. Стихотворение А. А. Вознесенского «Живите не в пространстве, а во времени...»

Русский язык традиционная система планирования уроков 10-11 классов

Анализ лирического произведения. Стихотворение А. А. Вознесенского «Живите не в пространстве, а во времени...»

Цели: «...Правильно понять художественный текст через язык, т. е. языковые дроби, из которых слагаются целые образные единицы художественного языка». (Н. М. Шанский)

Уяснить, что «...дело не в одних образных выражениях, а в неизбежной образности каждого слова, поскольку оно преподносится в художественных целях». (А. М. Пешковский)

Оборудование: портрет поэта, текст стихотворения на доске, таблица «Тропы и фигуры»; выставка книг; словари; грамзапись («живое слово поэта»); текст стихотворения на столах учащихся.

Ход урока

I. Повторение теоретических сведений

Работа по учебнику.

План анализа лирического произведения: стр. 319.

Работа с образцом разбора стихотворения «Молитва» М. Ю. Лермонтова (с. 319-322).


II. Практикум. Анализ стихотворения А. А. Вознесенского «Живите не в пространстве, а во времени...»

(Данному уроку предшествовал урок литературы, на котором учащиеся познакомились с творчеством поэта.)

Слово учителя

Сегодня мы с вами продолжим разговор о творчестве Андрея Вознесенского. Вдумаемся и вслушаемся в одно из стихотворений поэта - вы увидите, как о многом оно расскажет.

Живите не в пространстве, а во времени,

Минутные деревья вам доверены,

Владейте не лесами, а часами,

Живите под минутными домами

И плечи вместо соболя кому-то

Закутайте в бесценную минуту...

Умирают - в пространстве.

Живут - во времени.

(Далее дается общее описание работы над текстом стихотворения, не всегда выделяются вопросы учителя и ответы учеников.)

В поэтическом мире А.А. Вознесенского, где бытие и быт не разделимы и «высокое» не возвышается над «низким», главенствует слово. Поэт тяготеет к повторам, но каждый следующий повтор открывает в слове новые грани - ведь слово в стихе обретает дополнительные свойства и значения, каких не имеет оно ни в обиходном, ни в прозаическом употреблении.

- О чем же стихотворение, которое мы прочитали?

В самом деле, пространство и время - ключевые слова стихотворения. Основа стихотворения - развернутая метафора, цельный художественный образ. Изображение делается подвижным, а восприятие творческим. Живите не в пространстве, а во времени... Известно, что пространство и время - две основные формы бытия и «разрывать» их, противопоставляя, в обычной речи, нельзя. В поэзии - можно.

- Обратимся к лексическому толкованию. Словарь В. И. Даля:

Пространство - среднее состояние или свойство всего, что

простирается, распространяется, занимает место; самое место это, простор, даль, ширь и глубь... Время и пространство - отвлеченные понятия последовательности состояния и места.

Время - средняя длительность бытия; пространство в бытии; последовательность существования; счастье, земное благоденствие, благосостояние.

Многие стихи поэта - гимн непреходящему, вечному, гимн времени. Например, в поэме «Лонжюмо» время для Вознесенского - это то, что объединяет всю землю разом, и возникает разговор о месте «человеческой единицы» в историческом по масштабам времени.

Или «Не забудь»:

Человек снимает страны,

И моря, и океаны,

И машину, и пальто.

Он без времени - ничто.

Повелительное наклонение, как грамматическая основа (живите, владейте, закупайте), обладает высокой концентрацией смысла односоставного обобщенно-личного предложения. Это и просьба, и призыв, и звук набата, зовущего человека одуматься. Вознесенский создает яркий образ, где Время обозначает Вечное, Идеал, к которому должен стремиться человек, а пространство - это что-то преходящее.

Вдумаемся: «минутные деревья вам доверены...» По Далю: «Минута как мера времени... 60 секунд. Вообще, короткое время, несколько мгновений». Оказывается, что (по Далю) «Время с нами, время перед нами, а при нас его нет», «Время деньгу дает, а на деньги и времени не купишь». Но самое важное - «Время разум дает». Значит, для чего это «короткое время» - минуты? Осознать скоротечность бытия, мгновенность нашего пребывания в пространстве, где, как порой нам кажется, все существует только для нас. Но деревья - «минутные»! А далее мы узнаем, что эти «минутные деревья» нам доверены (замечательная метафора и своеобразный оксюморон). Итак, торопись, Человек, делать добро миру живому и неживому, ибо пора твоего «времени» скоротечна.

Владейте не лесами, а часами...

В самом деле, как мы заблуждаемся, думая, что вечны! Человек, шагающий по планете через леса, моря и океаны, в действительности не может распорядиться «своими» минутами и часами.

И опять метафора: «Живите под минутными домами...», но уже не «минуты», а «дома». Что это означает?

Ответы учащихся:

- Ничто не вечно, все подвержено тлену и разрушению.

- «Мой дом - моя крепость» - гласит английская пословица. Здесь, в доме, мы находим тепло и уют; дом спасает нас от бед и напастей. Но согласно времени, отведенному каждому, мы уходим, а «дома» остаются, поэтому для нас они минутные.

- Кроме того, нельзя замыкаться в скорлупе «своего» дома. Дом - это прежде всего семья, тепло, любовь, взаимная поддержка. (Ср. у Р. И. Рождественского: «Человеку мало надо - лишь бы дома кто-то ждал».) Но как часто все это оказывается миражом: не доверие, а обман, не любовь, а предательство. Поэтому нельзя превращать свой дом в крепость, надо идти к людям, распахнув «двери». Дома - души, понимая, что все дано нам на время, на часы и минуты.

Следующие две строки - это сравнение, сопоставление истинного и иллюзорного:

... и плечи вместо соболя кому-то

закутайте в бесценную минуту...

Действительно, разве может что-то заменить благородный, великолепный, царский, бесценный соболиный мех? Вот это настоящий подарок «кому-то» - дорогому, любимому человеку. Но еще в Библии сказано: «Не собирайте богатств... где моль и ржа...». И Вознесенский предупреждает нас об этом же, предлагая метафорическим эпитетом - «бесценную минуту» - непреходящее тепло вечной любви. Многоточие - «следы на цыпочках ушедших слов» (В. В. Набоков) - расскажет то, что не выразить речью, а надо лишь запомнить - «минутное» счастье.

И, наконец, финал, вывод, авторский закон бытия, подчеркнутый логическим ударением. «Умирают - в пространстве». Это «состоянье или свойство всего», «простор, даль, ширь и глубь» (по Далю). Да, это верно, но слишком холодно, обобщенно, чуждо.

Живут - во времени.

«Во времени» тепла, любви, когда (в идеале) счастье и земное благоденствие со всеми окружающими нас людьми.

Фигура, лежащая в основе композиции стихотворения, - параллелизм, т. е. однородное синтаксическое построение предложений или их частей. Структурный параллелизм в стихотворении, сопровождающийся содержательным сходством в построении предложений, раскрывает связь образов: живите - владейте, живите - закутайте, умирают - живут. Образное употребление слов (минутные деревья, дома) выразительно подчеркивают идею стихотворения: времени мало, а сделать надо очень много - хорошего, доброго, запоминающегося... Антитеза еще более усиливает эту мысль.

- Обратимся к звуковому оформлению стихотворения. Что вы слышите в звуках строчек Вознесенского?

Ответы учащихся:

- Декларативное обилие взрывного начала - р, привлекающее внимание слушателей; открытость а, бездонность о.

- Логическое ударение при повторе слова минутными подчеркивается звуком [у], который останавливает, настораживает, предупреждает, а в финале побеждает: умирают - живут.

- Итак, какова цель лингвистического анализа художественного текста? (Следить за художественной мыслью и образами произведения - значит развивать чувство языка, обогащать свою речь, учиться словесному искусству)

- Сегодня на уроке мы увидели, услышали, поняли: к прозрению и вере призывает нас поэт стихотворением «Живите не в пространстве, а во времени...»


III. Сочинение

На втором уроке учащиеся пишут сочинение по теме «Мое восприятие и истолкование стихотворения А. А. Вознесенского «Живите не в пространстве, а во времени...»

Каждый однажды, наверное, останавливался и задумывался о том, как проходят секунды, часы, складываясь в годы, века, тысячелетия... И почти каждый поэт писал об убегающих минутах, то ругая их, то о них сожалея; но я впервые увидела призыв самому не убегать от этих минут. Такая трактовка темы. А ведь, в конце концов, действительно, мы решаем, как пройти эту зеленую дорожку: смотря только под ноги или оглядываясь на птиц, небо, весь прекрасный мир, как распорядиться тем временем, что нам дали, да и распоряжаться ли вообще? Мне кажется, что этот вопрос стихотворения, точнее, само стихотворение - ответ на вопрос.

«Живите не в пространстве, а во времени...» Как непривычно противопоставление этих, казалось бы, составляющих нашей жизни! А между тем, именно на такой антитезе построена вся миниатюра Вознесенского. Категоричность первой строки-призыва лишь усиливается к финалу, становится еще резче, жестче. Мне кажется, эта жесткость «проверена» страданием, она должна быть выкрикнута, а кольцевая композиция представляет идею не просто лозунгом, а смыслом жизни. Тем более нежными на фоне этой твердости кажутся метафорические эпитеты.

«Минутные деревья» - что это? Может быть, это акцент сиюминутности любого бытия? «Временности» пространства, в погоне за владением которым мы теряем жизнь? А может быть, эпитет не «минутные», а «деревья»? И более понятно нашему материалистически настроенному уму название каких-то временных промежутков - секунд, часов? А значит, и они тоже не подарены, не просто даны нам, а «доверены»; значит, за них мы тоже в ответе, в ответе и за то, как тратили наше время. И в следующей же строке из «деревьев» вырастают «леса», которыми не надо пытаться завладеть не только потому, что это не получится, - они не наши. Сожженные леса вырастут вновь, но... на то нужно время. «Владейте... часами» и вы вырастите леса!

Снова «минутные»... Кажется, не случайно именно минута стала мерилом времени в этом стихотворении. Минута - она так мала! Но это еще не секунда, за минуту можно успеть многое обдумать и многое сделать: понять, что не стоит гнаться за пространством, которое ничто в своей неограниченности, что даже дом не самое главное, и нельзя замыкаться в этом пространстве, а видеть его таким же «минутным», как все остальное. С течением времени наш дом может стать нашей могилой.

К понятию «время» в русском языке нет синонимов. Эту философскую категорию безумно сложно выразить словами, подобрать к ней какие-то объяснения, но можно... сравнить! Сравнить минуты и мех, противопоставить соболю какую-то часть времени! Это сравнение - явно в пользу «бесценной минуты» - плачет и смеется над нами, гонящимися за не таким уж дорогим (в философском смысле) соболем, который изначально нам дан не был, и отбрасывающими «бесценное» время. Что имеем - не храним... Придется, похоже, горько плакать.

А еще, мне кажется, в этих строчках уже видно противопоставление смерти (меха - как ее результата) и жизни - времени, которое будет раскрыто в двух последних строках. Причем в пространстве именно «умирают» - медленно, незаметно, до последнего считая, что живут. А жизнь... Жизнь - это изменения, а, как известно, все изменяется лишь с течением времени.


IV. Подведение итогов урока


Домашнее задание

Закончить работу над сочинением.






Для любых предложений по сайту: [email protected]