Русский язык традиционная система планирования уроков 10-11 классов
Виды тропов и стилистических фигур
Цели: показать роль тропов и фигур речи в текстах художественного стиля; формировать навыки культуры речи.
Ход урока
I. Повторение и углубление ранее изученного материала
Спишите текст, вставьте пропущенные знаки препинания.
Дивно устроен наш свет! Тот имеет отличного повара но к сожалению такой маленький рот что больше двух кусочков никак не может пропустить; другой имеет рот величиной в арку Главного Штаба, но, увы! должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля.
(Н. Гоголь)
- Какие тропы использует автор, чтобы подчеркнуть создаваемый контраст? (Литота и гипербола.)
- Что такое литота? (Литота - троп, содержащий непомерное преуменьшение предмета, силы, значения какого-либо явления.)
- Что такое гипербола? (Гипербола - троп, содержащий непомерное преувеличение силы, размера, значения какого-либо явления.)
Работа по учебнику
Стр. 311. (Используя справочники лингвистических терминов, учащиеся вспоминают определения тропов.) Например:
Гипербола - троп, содержащий непомерное преувеличение силы, размера, значения какого-либо явления: в сто сорок солнц закат пылал... (В. Маяковский.)
Перифраза - троп, состоящий в замене обычного однословного названия какого-либо предмета описательным выражением: город на Неве вместо Санкт-Петербург, белокаменная столица России вместо Москва.
- А что же такое фигуры речи? Для чего они служат в тексте? (Стилистические фигуры, которые называют риторическими фигурами или фигурами речи, служат для создания образной речи, усиления выразительности текста. Стилистические фигуры - это особые синтаксические построения.)
Сообщения учащихся о стилистических фигурах речи
1. Анафора, эпифора, параллелизм.
Очень выразительными фигурами речи являются анафора и эпифора. Анафора, или по-русски единоначалие, - это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений, из которых состоит высказывание:
Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством.
Клянусь паденья горькой мукой,
Победы краткою мечтой;
Клянусь свиданием с тобой
И вновь грозящею разлукой...
М. Лермонтов
Повторяемое в начале каждой строки слово получает значительную эмоциональную нагрузку, усиливает параллелизм строения отрывка и его выразительность.
Эпифора, или концовка, - это повторение слов или выражений в конце соседних, смежных предложений.
Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н. Гоголь)
Широко распространена в художественной речи, в поэзии, в фольклоре такая стилистическая фигура, как параллелизм. Это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения:
Шелкова ниточка к стене льнет. Дунечка матушке челом бьет.
Это очень яркая фигура речи. Благодаря параллелизму резко выделяется содержание сопоставляемых частей: ниточка - Дунечка, льнет - челом бьет. Некоторые произведения, как, например, стихотворение М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...», целиком построены на параллелизме.
2. Антитеза, градация, инверсия.
Антитеза - это оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия.
Где стол был яств, там гроб стоит. (Г. Державин)
Градация - это такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение, благодаря чему нарастает общее впечатление, производимое группой слов.
Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты. (А. Чехов)
Инверсия - одна из самых распространенных стилистических фигур. Суть ее в особом расположении слов, нарушающем обычный порядок. И благодаря этому слово, занимающее необычное место, резко выделяется, привлекая к себе внимание. Например: Тамара в театр пошла - выделяется слово театр, т. к. обычный порядок слов: Тамара пошла в театр.
Изумительный наш народ. (И. Эренбург)
Определение изумительный вынесено вперед, в начало предложения и поэтому резко подчеркивается, выделяется.
3. Эллипсис, умолчание, риторическое обращение.
Своеобразна стилистическая фигура эллипсис, заключающаяся
в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения:
Мы села - в пепел, грады - в прах, в мечи - серпы и плуги. (В. Жуковский)
Мужики - за топоры. (А. Н. Толстой)
Эллипсис придает высказыванию динамизм, живость, интонацию естественного разговора.
Умолчание - это намеренный отрыв высказывания, передающий эмоциональность, взволнованность речи и предполагающий, что читатель (или слушатель) догадается, что именно осталось невысказанным. Например:
Нет, я хотел... быть может, вы... я думал, что уж барону время умереть. (А. Пушкин)
Риторическое обращение - это подчеркнутое обращение к кому-нибудь или чему-нибудь. Смысл этой стилистической фигуры не в том, чтобы привлечь внимание того, к кому обращаются, чье имя называется. Ведь поэт может обращаться и к цветам, и к луне, и к полям, и к отвлеченным понятиям. Риторическое обращение призвано выразить отношение автора к тому или иному объекту, дать его характеристику, усилить выразительность речи.
Цветы, любовь, деревья, праздность,
Поля! Я предан вам душой.
А. Пушкин
4. Риторический вопрос, многосоюзие, бессоюзие.
Риторический вопрос - это стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а для того, чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению:
Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! (Н. Гоголь)
Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? (А. Пушкин)
На использовании и, напротив, на неиспользовании союзов основаны такие стилистические фигуры, как многосоюзие (или полисиндетон) и бессоюзие (или асиндетон). В первой повторяющиеся союзы служат для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения:
И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы...
А. Пушкин
Вторая фигура - бессоюзие (асиндетон) - состоит в намеренном пропуске союзов, что придает тексту динамизм, стремительность:
Швед, русский - колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон...
А. Пушкин
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах...
А. Пушкин
Подведение итогов учителем
Итак, арсенал изобразительно-выразительных средств языка, как мы могли убедиться, исключительно богат и разнообразен. Здесь и тропы, и стилистические фигуры, призванные украшать речь, делать ее точной, ясной, выразительной. Здесь и весь русский лексикон, заключающий, таящий в себе несметные сокровища, ценности. Но он раскрывает свои богатства лишь перед теми, кто питает истинную любовь к языку, к слову.
II. Проверка знаний. Отработка умений и навыков
Работа по учебнику
Упр. 497.
Эпитеты: сокрушительный, холодный, летящий, седое, страстные, благовонный, зеленый и др.
Сравнения: она тревожна, как листы; как гусли многострунна.
Метафора: ропот колес.
Олицетворение: ветер терзал, речь ласкает и др.
Анафора: вспомнились и лица, давно позабытые, вспомнились обильные страстные речи.
Градация: взгляды, так жадно, так ловко ловимые.
Оксюморон: молодая старость.
Упр. 500, 501.
Речь Феклуши отличается простотой и эмоциональностью. Героиня говорит истинно народным языком. В речи ее можно услышать восклицания (...все-то ты за работой! Трудно, милая девушка! Прощай покудова), уменьшительно-ласкательные слова (матушка), просторечные и разговорные выражения (аль, слыхать, ихнему, поброжу), частицы, усиливающие выразительность (то, все, та, ж). В речи Феклуши присутствуют сказочные народные образы (салтан турецкий и салтан персидский).
Мастерство Островского здесь проявилось в полной мере. Он не только мастер жанра, но и отличный знаток народной речи.
Проверочный тест
- Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках.
1. И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М. Лермонтов)
2. Игру его любил творец Макбета. (А. Пушкин)
3. Старый клен на одной ноге стережет голубую Русь. (С. Есенин)
4. Путь шел по целине; люди падали с обрывов. (И. Эренбург)
5. Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!
А. К. Толстой
6. Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную –
Вынесет все, что господь не пошлет!
Вынесет все - и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Н. Некрасов
7. «Не станет нас!» А миру хоть бы что.
«Исчезнет след!» А миру хоть бы что.
Нас не было, а он сиял и будет.
Исчезнем мы, - а миру хоть бы что!
Омар Хайям
8. Она свежа, как вешний цвет,
Взлелеянный в тени дубравной.
Как тополь киевских высот,
Она стройна.
А. Пушкин
9. Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
А. Пушкин
10. Мне нравятся веселые люди. Нравятся сияющие глаза, звонкий смех, громкий говор. Крики. Мне нравятся румяные девушки с коньками в руках. Или такие, знаете, в майках, в спортивных туфельках, прыгающие вверх и вниз.
(М. Зощенко)
Ключ к тесту:
1. Синекдоха. 2. Перифраза. 3. Олицетворение. 4. Параллелизм. 5. Параллелизм и анафора. 6. Анафора. 7. Эпифора. 8. Сравнение. 9. Антитеза. 10. Параллелизм и анафора.
Домашнее задание
Упр. 513 (Выразить свое мнение по поводу высказывания). Выучить виды тропов и стилистических фигур.
Дополнительный материал
Эпитет - это слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество.
А волны моря с печальным ревом о камень бились. (М. Горький) Сравнение - это сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого.
Дредноут боролся, будто живое существо, еще более величественный среди ревущего моря и громовых взрывов. (По А. Н. Толстому)
Метафора - это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.
Смирились вы, моей весны высокопарные мечтанья. (А. Пушкин) Гипербола - образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т. д. какого-либо явления.
В сто сорок солнц закат пылал. (В. Маяковский)
Анафора - это повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых строится высказывание.
Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем, клянусь позором преступленья и вечной правды торжеством. (М. Лермонтов)
Антитеза - это оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия.
Где стол был яств, там гроб стоит. (Г. Державин)
Бессоюзие - стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между предложениями: отсутствие союзов придает высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины.
Швед, русский - колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон... (А. Пушкин)
Градация - это стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение, благодаря чему создается нарастание производимого впечатления.
Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты. (А. Чехов)
Инверсия - это расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, так называемый прямой порядок, с целью усилить выразительность речи.
С ужасом думала я, к чему все это приведет. (А. Пушкин) Многосоюзие - стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения, для усиления выразительности речи.
Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр. (Н. Гоголь)
Параллелизм - это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.
Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет. (В. Лебедев-Кумач)
Риторический вопрос - это стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению.
Знаете ли вы украинскую ночь? (Н. Гоголь)
Риторическое обращение - это стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-либо или чему-либо для усиления выразительности речи.
Цветы, любовь, деревня, праздность, поля! (А. Пушкин)
Умолчание - это оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадываться о невысказанном.
Нет, я хотел... быть может, вы... я думал, что уж барону время умереть. (А. Пушкин)
Эллипсис - это стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения.
Мы села - в пепел, грады - в прах, в мечи - серпы и плуги. (В. Жуковский)
Эпифора - это повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений).
Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н. Гоголь)
Аллегория - иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного жизненного образа. Аллегория часто используется в баснях и сказках, где носителями свойств людей выступают животные, предметы, явления природы.
Литота - выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т. д. какого-либо явления.
Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить... (Н. Некрасов)
Олицетворение - перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия.
Утешится безмолвная печаль... (А. Пушкин)
Перифраза - оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты.
Автор «Героя нашего времени» (вместо М. Лермонтов).
Метонимия - это слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями.
Я три тарелки съел. (И. Крылов)
Синекдоха - разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.
Все спит - и человек, и зверь, и птица. (Н. Гоголь)