Что за прелесть эти сказки! Три чуда - ДЕНЬ, ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ - 4 класс

Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год

Что за прелесть эти сказки! Три чуда - ДЕНЬ, ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ - 4 класс

Задачи уроков: понимание роли сказки в поэзии А. Пушкина и музыке Н. Римского-Корсакова; выявление особенностей развития поэтического текста и музыки; осознание средств музыкальной выразительности фрагментов из оперы “Сказка о царе Салтане...” при ориентации на нотную запись, вслушивание в тембры музыкальных инструментов; сравнительный анализ выразительных особенностей зрительного ряда (“Сказки Пушкина”. Палех; “Бочка по морю плывёт”. И. Билибин; тематические рисунки художника) и музыки.

Листок четвёртый “Что за прелесть эти сказки!” посвящён сказкам А. Пушкина, которые вдохновили композиторов на создание музыкальных сочинений.

В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны хлещут...

Эти строчки становятся зримыми в музыке оперы “Сказка о царе Салтане...” Н. Римского-Корсакова.

Последовательность музыкальных картин та же, что и в стихах А. Пушкина. Звучит фанфарный призыв, приглашая слушателей удвоить своё внимание. Фанфары начинают каждую картину оперы. И возникает в оркестре широкая, величественная тема мерно колышущегося океана. Эта тема пронизана короткими аккордами челесты (“челеста” по- русски — небесная). И в холодноватых, “небесных” звуках мы слышим, нет, видим, как зажигаются звёзды.

Неожиданно тревожно загудели литавры, мрачно забасили фаготы и тромбоны — идёт по небу туча. Возникает новая тема в оркестре, тяжёлая, неуклюжая. Она звучит на пульсирующем фоне скрипок. Чудится, что по волнам перекатывается тяжеленный предмет. Да это же бочка! А в ней плачет, бьётся царица — всхлипывают флейты и кларнеты, скрипки и гобои.

Какую музыкальную картину написал Н. Римский-Корсаков! “И растёт ребёнок там не по дням, а по часам”. Неужели и это рисует музыка? Да. Светлая мелодия — тема Гвидона, зародившаяся в прозрачном звучании кларнета, переходит к низкому тембру валторн, словно ломается голос подростка, который превращается в юношу.

Слушаешь музыку, читаешь поэтические строки и представляешь полотна А. Васнецова, М. Врубеля, И. Билибина.

Листок пятый “Три чуда” — продолжение музыкальной сказки. Есть в сказке А. Пушкина и в опере Н. Римского- Корсакова три чуда, которые удивляют самих героев сказки. Симфоническая картина “Три чуда” предваряет последнее действие оперы “Сказка о царе Салтане...”. Мелькают, слышатся знакомые мотивы, народные интонации (некоторые из них подсказал А. Пушкин): белочка поёт “Во саду ли, в огороде...”, а царевна Лебедь “речь-то говорит, словно реченька журчит”... Тема царевны Лебеди соткана из интонаций русских народных песен (её вокальный вариант учащиеся могут эскизно разучить). В музыке слышится и тяжёлая поступь витязей-богатырей, и шум “бурливого моря”.

Примерные вопросы к учащимся вы найдёте на разворотах учебника. Пусть ребята разучат хор “Не в саду, не в огороде” из оперы “Сказка о царе Салтане...”. Чем он отличается от народной песни? Куплет за куплетом звучит одна мелодия, но как она расцвечивается! В оркестре меняются тембры инструментов (колорит, краска звучания). Появляются интонации, которые изображают даже переливы драгоценных изумрудов.

Большой интерес для учащихся представляет задание в рабочей тетради на музыкально-творческую интерпретацию “Сказки о рыбаке и рыбке” (с. 14—15) и обобщение по особенностям построения музыки.






Для любых предложений по сайту: [email protected]