Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год
Зимнее утро. Зимний вечер - ДЕНЬ, ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ - 4 класс
Задачи урока: расширение представлений школьников о красоте родной природы; формирование умения выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов и поэзии А. Пушкина, понимать особенности построения (формы) музыкальных произведений и распознавать их художественный смысл; анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыки; интонационно-осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Листок второй. “Зимнее утро”. Звучит фортепианная пьеса “Зимнее утро” из “Детского альбома” П. Чайковского, с ней учащиеся познакомились в I классе.
...не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня...
Послушайте и разучите с учащимися романсы с одинаковым названием “Зимняя дорога” композиторов В. Шебалина, Ц. Кюи и русскую народную песню. • В каких сочинениях больше “солнца”, а в каких — “мороза”? • Что помогает это определить? • По какой из зимних дорог вам хотелось бы прокатиться и почему? Пусть ребята подберут картины художников, созвучные настроению, переданному музыкой.
Листок третий. “Зимний вечер”. Зимний день короток. Вот и вечер наступил. Эти страницы посвящены музе А. Пушкина — его няне Арине Родионовне.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный стих напевами пленила
И меж ветвей оставила свирель,
Которую сама заворожила.
В учебнике дети увидят домик няни Пушкина и портрет Арины Родионовны Яковлевой, которая нежно и горячо любила своего “неуимчивого” “любезного друга”, не стеснялась обращаться к нему, когда следовало, со словом укоризны и “неизменно тревожилась о нём своим преданным и благородным чувством”.
Арина Родионовна была простой крестьянкой и необыкновенной сказочницей. Поговорки, пословицы, присказки не сходили у неё с языка. Большую часть народных былин и песен Пушкин услышал от неё.
Не гаснул долго огонёк
В уютной няниной избушке,
И слушал, слушал няню Пушкин,
Катилась сказка, как клубок.
Н. Языков
“От отрочества до самой могилы, — писал И. Аксаков, — этот блистательный, прославленный поэт, ревностный посетитель гусарских пиров и великосветских гостиниц, не стыдился всенародно, в чудных стихах, исповедовать свою нежную привязанность — не к матери, а к “мамушке”, к няне, и с глубоко искреннею благодарностью величать в ней первоначальную свою Музу”.
Звучит пьеса П. Чайковского “У камелька” из цикла “Времена года”. Она переносит нас в кабинет А. Пушкина. К этой пьесе в своём альбоме П. Чайковский взял в качестве эпиграфа поэтические строки Пушкина:
И мирной неги уголок
Ночь сумраком одела,
В камине гаснет огонёк,
И свечка догорела.
Эти стихи удивительно гармонируют с музыкальной тканью пьесы, мечтательной, раздумчивой, словно сотканной из мирной неги зимнего вечера, проведённого у камина, где так отрадно думать, вспоминать о невозвратном прошлом, грезить о будущем...
И только короткая музыкальная фраза, врывающаяся настороженным вопросом, вносит ощущение лёгкой тревоги, печального предчувствия. И снова — тишина, полная поэтического очарования.
В доме тепло, уютно, горит камин, а за окном...
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя...
Может быть, А. Пушкин вспоминает своих лицейских друзей? Эти стихи — одни из самых известных в творчестве поэта. На них сочинено два музыкальных произведения: романс лицейского друга поэта Михаила Яковлева и русская народная песня.
Сравните с детьми мелодию романса, написанного композитором, с русской народной песней и разучите их, ответьте на вопросы этого разворота.