Опера «Руслан и Людмила» - В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ - 2 класс

Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год

Опера «Руслан и Людмила» - В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ - 2 класс

Задачи урока: знакомство с содержанием оперы “Руслан и Людмила” — шедевра русского оперного искусства, с особенностями построения оперного спектакля, функциями исполнителей, режиссёра, дирижёра; выявление взаимосвязи музыки и слова (сюжета, либретто), музыки и изобразительного искусства в опере; мотивированный выбор форм участия в исполнении фрагментов оперы (вокализация, драматизация, инсценирование); осознание музыкальной речи с помощью ориентации на нотную запись главных тем оперы; понимание основных музыкальных терминов.

Развороты учебника, посвящённые опере “Руслан и Людмила”, выполняют важную дидактическую функцию. Они становятся ориентирами для работы учителя на уроке с произведениями крупной формы. И немалое значение имеет то, что осуществляется это уже на начальном этапе музыкальных занятий школьников, а не в старших классах, как это обычно принято на практике.

Для детей опера предстаёт как волшебная повесть о чудесах сказочного мира, написанная по поэме А. Пушкина. Первый разворот “Сцены из оперы” (Первая песня Баяна, сцена из первого действия оперы — хор “Лель таинственный” и “Марш Черномора”, с которым они познакомились ранее)1 носит вводный, художественно-информативный характер. Дети увидят автопортрет поэта; шкатулку палехского художника Д. Буторина “У лукоморья дуб зелёный”, которая поможет вспомнить им содержание сказки; картину В. Васнецова “Гусляры” и прочитают начало поэмы (“Песнь первая”).

Роль своего рода пролога, зачина в опере выполняет песня Баяна — “Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой”, которую также интересно сравнить с “Песнью первой” поэмы А. Пушкина.

Второклассники познакомятся и с хором из первого действия оперы “Лель таинственный” и смогут разучить его, ориентируясь на нотную запись в рабочей тетради (с. 22—23), исполнить с движением — “разыграть свадебный хор”.

Характер звучания хора учащиеся могут самостоятельно подписать над нотной строкой. Задания в рабочей тетради позволят закрепить такие понятия, как мелодия и сопровождение (аккомпанемент), солист, певец и хор, оркестр, а также названия инструментов.

Несомненно, следует обращать внимание детей на то, какие инструменты сопровождают ту или иную вокальную партию. Вслушиваясь в песню Баяна, учащиеся увидят, как необычно выглядит аккомпанемент в нотной записи (арпеджированные аккорды). • Какой инструмент может исполнять такие аккорды? • Как на нём играют? Подсказкой становится репродукция картины В. Васнецова “Гусляры”, рисунок певца-гусляра в рабочей тетради. Инструментальные тембры, по выражению самого композитора, искусно “дорисовывают” вокальную мелодию и углубляют музыкальную мысль.

Что же происходит в опере? К развороту учебника “Какое чудное мгновенье...” учитель привлекает внимание детей уже после того, как они познакомятся с каноном “Какое чудное мгновенье...”. Предварительно желательно напеть (разучить) эту тему без слов, не соединяя её с оперой-сказкой. Выяснить, какое ощущение возникло у детей в связи с этой музыкой, как изменилось их состояние. Затем может прозвучать (в записи или сначала в исполнении учителя на фортепиано) музыка, рисующая сцену похищения Людмилы (удары грома, звучание настораживающей целотонной гаммы). Пусть ребята попытаются предположить, что случилось, кто появился или появится после такой музыки, что произойдёт дальше. Как правило, дети говорят о зловещем звучании, о появлении какой-либо злой волшебницы или колдуна.

Учащимся можно предложить на выбор несколько музыкальных фрагментов, которые, возможно, могли бы звучать после только что прослушанной музыки. Это “Марш Черномора”, с которым они познакомились ранее, канон “Какое чудное мгновенье...” и какая-либо незнакомая им музыка другого композитора, например, “Избушка на курьих ножках” (“Баба-яга”) М. Мусоргского или тема феи Карабос из балета П. Чайковского “Спящая красавица”. Чаще всего ребята называют “Марш Черномора”. Интересно сравнить сцену похищения и этот марш, выявить, что их объединяет.

Сравнение сцены похищения в опере с тем, как описывает её А. Пушкин, позволит учащимся почувствовать и осознать, как композитор передал этот момент в музыке, предопределив её развитие (“замерла душа...”). Сильнейший контраст резких ударов грома (весь оркестр), страшно, зловеще ниспадающих аккордов (гамма Черномора), которые действуют как сковывающая сила, и наконец — оцепенение: всё затихло, замерло... Появление таинственной, завораживающей музыки оказывается для многих детей неожиданным и вместе с тем вызывает радость — она ведь уже знакома (“мы её пели”). Всех слов они не понимают, однако ясно слышат постоянно возникающее слово, похожее на слово “чудо”. И действительно, свершилось какое-то чудо, но, скорее всего, что-то страшное. Не случайно так взволнованно звучит начальный вопрос “что случилось?” отца Людмилы, князя Светозара, очнувшегося от наваждения.

Целесообразно вновь вернуться к канону “Какое чудное мгновенье...” и спеть его теперь уже со словами, ощутив ту “невесомость”, восторженное удивление, которым охвачены герои оперы. В заключение дети со значительно большим интересом попытаются ещё раз вслушаться во всё происходящее в этой сцене.

“Увертюра. Финал”. Увертюра к опере “Руслан и Людмила” даётся в сопоставлении с финалом. Жанр увертюры в педагогическом плане имеет большое значение для усвоения на слух принципов и приёмов музыкального развития. Присущая увертюре сжатость, тезисность и образно-интонационный смысл, лежащий в основе движения музыки, влекут за собой активность слуха детей.

В увертюре М. Глинки как в зерне-интонации содержится всё “архитектурное” построение оперы. Она как бы на одном дыхании раскрывает оптимистическую идею оперы. “Летит на всех парусах”, как говорил о ней сам композитор. В ней — свет, богатырская сила (экспозиция, реприза и заключительная часть коды) и контрастные темы “злого”, фантастического мира (разработка и кода). С учащимися II класса сонатная форма, естественно, не изучается. Сейчас перед ними стоит задача охватить целостность произведения через сопоставление различных эмоциональных состояний и логику их развития. Обратите внимание детей на нотную запись начала увертюры, а также вокальной строчки финала оперы, пока не сообщая, что это мелодия из заключительного действия.

Предполагается, что учащиеся услышат на уроке начало увертюры (вступление и главную тему). В качестве художественно-познавательной задачи учитель может предложить классу исполнить эту тему в различном характере: грустно, торжественно, медленно, стремительно, энергично. Значительно интереснее, спев мелодию, почувствовать и понять, что меняется в исполнении, в характере звучания от его скорости, темпа, какие из определений явно не подходят к музыке М. Глинки, чем просто ответить на вопрос, как звучит увертюра. Подобные задания, с одной стороны, способствуют вокально-хоровому обучению школьников, с другой — позволяют избежать вербализации, формализации обучения в вопросно-ответной системе.

Учитель сообщает детям, что это музыка увертюры к опере. Увертюрой (от франц. ouverture) — называют вступление к опере, открывающее её. Поначалу увертюры имели характер фанфарных приветствий, зазывающих публику на спектакль, но постепенно в краткой форме стали отражать содержание самой оперы.

Интересно сопоставить характер звучания увертюры М. Глинки с началом поэмы А. Пушкина. Если музыка увертюры с самых первых её аккордов позволяет почувствовать общий строй всей оперы — свет, радость, восторг, то неторопливый, размеренный характер стихов вводит в мир сказки, является прологом, готовит слушателя к её восприятию, к каким-то неожиданным событиям, которые в ней будут происходить.

В целом поэма А. Пушкина и опера М. Глинки предстают как произведения светлого, ясного, “мажорного” тона, раскрывающие мир солнца и разума. Но, по словам Б. Асафьева, “Глинка на былинный лад распел пушкинскую поэму”. Жанр сказки обогатился чертами былинного повествования. Это определило и особенности музыкальной драматургии оперы, её повествовательный характер, основанный на принципе картинных сопоставлений, присущем самой природе народной сказки и народного эпоса.

Музыка первого и пятого действий рисует величественные картины Киевской Руси, нацеливает учащихся на восприятие праздничности, радости, торжества, света музыки свадебного пира (в начале и в конце оперы). Разучивая с детьми мелодию заключительного хора (учащиеся пока ещё не знают, что он звучит в финале оперы), учитель может подыграть сопровождение, каковым является музыка увертюры. После первого знакомства с этим хором в записи ребята могут продирижировать музыкой, попытаться напеть мелодии, звучащие в хоре и оркестре.

Теперь учитель может сказать, что так завершается опера. Увертюра и торжественный заключительный хор финала — своего рода “зачин” и “концовка” (пролог и эпилог) оперы — служат как бы её обрамлением. Так учащиеся узнают о счастливом окончании оперы-сказки.


1 К музыке оперы учащиеся обращаются и в III классе. Они возвращаются к уже знакомым фрагментам, слушают и напевают новые: арию Руслана, каватину Людмилы, рондо Фарлафа (сцена Фарлафа с Наиной). В завершение школьники на основе знакомства с главными героями оперы пытаются определить, на каких же темах построена увертюра, и слушают её повторно.






Для любых предложений по сайту: [email protected]