Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год
Детский музыкальный театр. Театр оперы и балета - В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ - 2 класс
Задачи уроков: знакомство со спецификой деятельности детского музыкального театра, театральными профессиями, особенностями детской оперы (“Волк и семеро козлят”), балета на сказочный сюжет (“Золушка”); представление в разнообразных видах музыкальной деятельности образов оперы и балета (вокализация, игры, пластические композиции); в процессе работы в группах, в коллективе формирование навыков коммуникации, сотрудничества; расширение представлений учащихся об интонационно-жанровой основе музыкальных характеристик главных персонажей оперы и балета.
“Детский музыкальный театр”. Итак, мы оказались в музыкальном театре, где музыкальные спектакли (балеты, оперы) ставит режиссёр, а руководит музыкальным действием (симфоническим оркестром, певцами, хором) дирижёр.
На страницах учебника дети получат определённые сведения о детском музыкальном театре, узнают, что такое опера, балет. Закрепить эти понятия поможет ещё один разворот — “Театр оперы и балета”, на котором учащиеся увидят здание Большого театра в Москве, балетные сцены
и сцену из оперы. Предложите учащимся вспомнить названия опер и балетов, которые они слышали, а главное — какие спектакли они видели в театре или по телевидению.
На этих уроках начинается знакомство школьников с детской оперой “Волк и семеро козлят” М. Коваля. Учащиеся разучивают (или вспоминают по I классу) темы главных персонажей оперы: поют их, исполняют в ансамбле с учителем, подчёркивая характер музыки движениями, разыгрывают целую сценку. Тем самым они пробуют свои силы как исполнители небольших, но настоящих оперных партий, а точнее, играют роль того или иного действующего лица оперы. Они становятся артистами, певцами и в то же время достаточно ярко переживают действие как реальность. Музыкальную тему “Целый день поём, играем”, объединяющую главных героев оперы, ребята могут спеть, ориентируясь на нотную запись в учебнике.
• Какие темы звучат песенно, а какие — танцевально или маршево? • Случайно или нет тема Малыша носит маршевый характер, хор “Семеро козлят” — песня-танец- марш, а мелодия общей песни козлят “Целый день поём, играем” в сцене из оперы звучит в ритме вальса?
Исполнение хора “Семеро козлят” с включением детских музыкальных инструментов вовлекает учащихся в действие. Это поможет им ярче представить сценическую ситуацию. Исполнительский план может быть следующим: один из солистов играет в четыре руки с учителем на фортепиано, другой на барабане подчёркивает пульс первых двух фраз, третий на бубне играет каждый звук мелодии второй части, четвёртый — командир — исполняет роль Малыша и поёт соло фразу: “Ну давайте, братцы, прыгать и бодаться”. Заключительную же фразу “Прыгать и бодаться” споёт опять весь класс, с включением всех солистов, играющих на инструментах.
Разучивание мягкой, напевной, ласковой мелодии “Колыбельной Мамы-козы” может предварить прослушивание её как фортепианной пьесы. Учащиеся, определив её песенный характер, похожий на характер колыбельных песен, могут вспомнить, с какими колыбельными они уже встречались. Исполнение песни может быть украшено нежным звучанием треугольника на окончание фраз. Дети самостоятельно должны решить, как должно звучать сопровождение. Этому поможет работа над фразировкой, правильное распределение дыхания на целую фразу, подчёркивание её как бы движением смычка.
Работа над выразительностью исполнения, постоянные переходы от темы одного персонажа к теме другого, их сопоставление, сравнение помогают самим почувствовать характер каждого действующего лица. Так, спокойному звучанию голоса со стремлением к вершинам фраз и к кульминации всей мелодии в целом в “Колыбельной Мамы-козы” как бы противостоят игры козлят — “Воинственный марш”, который начинается с команды Малыша: “Стойте, друзья, командиром стал я”.
Творческую работу, связанную с освоением принципов музыкального развития в опере, можно продолжить дома. Исследовательская деятельность учащихся может быть представлена созданием музыкального спектакля “одного актёра”, когда ребёнок создаст музыкальную импровизацию на текст известных с детства сказок “Курочка Ряба”, “Колобок” и др., в которых присутствуют диалоги действующих лиц (по аналогии со сказкой “Теремок”, которую они озвучивали в I классе).
Балету посвящён следующий разворот учебника. Рисунки введут детей в атмосферу сказочного волшебства и напомнят им содержание сказки “Золушка”. Это подготовит учащихся к прослушиванию достаточно большого музыкального фрагмента из балета С. Прокофьева “Золушка”. Сначала можно послушать только “Вальс”. Здесь учитель музыки может воспользоваться приёмом свободного дирижирования и предложить детям пластичными движениями рук передать характер звучания вальса, некую восторженность, полётность, устремлённость к вершине. И только после того как вальс прозвучит не один раз, можно предложить послушать весь фрагмент сцены. Может быть, ребята сделают это дома, отыскав эту запись с помощью родителей в Интернете.
В последующей беседе с детьми о содержании всей сцены можно спросить, не нашли ли они подходящего движения, чтобы передать бездушное раскачивание маятника часов. Пусть музыка прозвучит ещё раз, а учащиеся попытаются в движении передать смену эмоциональных состояний: напряжения, нарастания и разрешения, успокоения. Важно, чтобы ребята не увлекались пересказом сюжетной линии, приписывая музыке изобразительные подробности, которые в ней отсутствуют, а постарались высказать те чувства, настроения, которые она выражает, подметить различия и связи контрастных музыкальных тем, воплощающих образы добра и зла. На это нацеливают вопросы и задания учебника и рабочей тетради.