Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год
Дом, который звучит. Опера-сказка - МУЗЫКА И ТЫ - 1 класс
Задачи урока: знакомство детей с музыкальным театром, в частности с Детским музыкальным театром им. Н. И. Сац, с такими жанрами музыкальных произведений, как опера и балет; формирование коммуникативных универсальных действий в процессе разыгрывания сказки по ролям.
“Дом, который звучит”. Тем ребятам, кто научился различать в музыке песенность, танцевальность и маршевость, будет просто совершать путешествия в такие музыкальные страны, как Опера и Балет. В жизненном и музыкальном опыте детей наверняка есть первичные представления о том, что герои опер поют, а герои балетов танцуют. И пение, и танец объединяет музыка. Сюжетами опер и балетов часто становятся известные всем с детства народные сказки (“Снегурочка”, “Волк и семеро козлят”), былины (“Садко”), а также сказки, сочинённые писателями (“Конёк- Горбунок” П. Ершова, “Муха-цокотуха” К. Чуковского, “Щелкунчик” Э.-Т. Гофмана и др.).
В Москве в 1964 г. на Воробьёвых горах Натальей Ильиничной Сац (1903—1994) был создан первый в мире детский музыкальный театр. Сейчас он известен во всех странах. Эмблема театра — синяя птица на золотой арфе (скульптор В. Клыков) — символ мечты о счастье.
На уроке дети рассматривают рисунки в учебнике, на которых изображены разные персонажи музыкальных спектаклей. Задача учителя — озвучить зрительные впечатления детей, постоянно обращаясь к ним с вопросом: “В каком музыкальном спектакле (в опере или балете) могла бы звучать та или иная музыка?” При этом не стоит забывать о том, что в операх и балетах часто сочетается песенная, танцевальная и маршевая музыка.
В процессе знакомства с музыкальным театром могут прозвучать уже известные и новые фрагменты из балетов “Щелкунчик” П. Чайковского, “Конёк-горбунок” Р. Щедрина (“Золотые рыбки”) и из опер “Садко” Н. Римского-Корсакова, “Волк и семеро козлят” М. Коваля, “Муха-цокотуха” М. Красева, “Орфей и Эвридика” К. Глюка. Эти фрагменты ребята могут не только слушать, но и исполнять так, как это было рекомендовано ранее.
Разыгрывание по ролям в жанре музыкальной импровизации (или музыкального театра) сказки “Теремок”, предложенной в рабочей тетради (с. 24—25), можно осуществлять в малых группах как творческое мини-исследование (или мини-проект), который впоследствии будет представлен как концертный номер на родительском собрании, празднике.
Разворот учебника “Опера-сказка” более детально знакомит детей с двумя хорами из детских опер. Важно, чтобы в процессе слушания и исполнения этих фрагментов учащиеся поняли, что персонажи опер имеют свои яркие музыкальные характеристики — мелодии-темы. Герои опер могут петь по одному (солисты) и вместе (хор) в сопровождении фортепиано либо оркестра. В операх могут быть эпизоды, когда звучит только инструментальная музыка.
Важно, чтобы знакомство с оперным спектаклем превратилось для ребят в увлекательный урок с элементами репетиционной работы (пение, движения, музицирование, танцевальные номера и пр.) и сценического действия (драматизация). Так, темы из детской оперы “Волк и семеро козлят” можно не только петь, но и изображать выразительными движениями (например, Бодайка бодается, показывая высокий и низкий звуки своей темы), пританцовывать, маршировать, исполнять на музыкальных инструментах ритмическое сопровождение, организовывать “Военную игру” и др.
Радостное настроение хора козлят часто провоцирует громкое, форсированное, крикливое пение, поэтому учитель должен как можно больше подчёркивать песенный, напевный характер мелодии при упругом, чётком ритмическом рисунке. Нужно отрабатывать одновременные окончания в конце фраз (особенно на закрытых слогах), стремиться к подчёркиванию логических ударений в словах и целых фразах, смягчать произношение окончаний. Напомним, что исполнение хора органично соединяется с маршировкой, инструментальным сопровождением, четырёхручием, выразительными движениями.
Заключительный хор из оперы “Муха-цокотуха” также связан с приподнятым, праздничным настроением. Весёлая, задорная музыка, в которой, в зависимости от того, о каком персонаже поётся, часто меняется темп и динамика, потребует специальной работы над различным характером звуковедения, то legato, то non legato, над чётким произношением согласных в конце слов (особенно бом, топ). Очевидно, ребята обратят внимание на призывную, “раскачивающуюся” начальную интонацию (две нисходящие квинты), изображающую удары в колокол.
Закрепить представление об опере поможет выполнение заданий в рабочей тетради (с. 26).