Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год
Музыка в цирке - МУЗЫКА И ТЫ - 1 класс
Задачи урока: осознание роли музыки в различных жизненных ситуациях; закрепление знаний о выразительных и изобразительных свойствах музыки.
• Можно ли представить цирковое представление без музыки? • Зачем она нужна в цирке? Пусть ребята, опираясь на свой жизненный опыт, выскажут своё мнение. Вероятно, в высказываниях детей прозвучат мысли о том, что музыка создаёт праздничное настроение, помогает артистам выполнять свои сложные номера, подсказывает зрителям появление тех или иных действующих лиц циркового представления, усиливает их эмоции.
Известной не только в нашей стране, но и за рубежом стала музыка композитора Исаака Осиповича Дунаевского (1900—1955), которую он написал к кинофильму “Цирк”. На уроке звучит “Выходной марш” из этого фильма (“выходным” назван потому, что под его музыку все цирковые артисты, участвующие в этом представлении, выходят на арену). • Какими чувствами наполнена эта музыка? • Какие интонации, ритмы привлекают внимание слушателей? • Почему композитор поручил исполнение этой музыки симфоническому оркестру? • Голоса каких инструментов наиболее различимы в общем звучании оркестра? Предложите детям продирижировать этой музыкой и передать в своём исполнении характер звучания “Выходного марша”.
“Галоп” И. Дунаевского обычно сопровождает выступление артистов с цирковыми лошадьми. Лошади бегут по кругу, акробаты выполняют сложные номера. • А как звучит в это время музыка? • Что она передаёт? Конечно же непрерывное движение, упругий ритм бега. Пусть ребята ударами кулачков изобразят под эту музыку цокот копыт. Чтобы активизировать слуховое внимание во время выполнения этого задания, учитель, исполняя пьесу, может изменять темп, силу звучности.
Пьеса “Клоуны” Д. Кабалевского также передаёт движение: изображает клоунов, которые весёлыми проделками забавляют зрителей. Как звучит музыка, что она напоминает — песню, танец, марш?
Можно сказать ребятам о том, что эта пьеса была написана Д. Кабалевским для юных пианистов. Какие же трудности могут испытывать исполнители этой пьесы? Во- первых, нелегко будет справиться с быстрым темпом. Во-вторых, если сыграть пьесу в медленном темпе, то можно заметить, что в основе мелодии лежит интонация из трёх звуков, последний из которых постоянно изменяется, и в быстром темпе нелегко попасть пальцем на нужную клавишу! А музыка от этого приёма становится шутливой и затейливой, как раз под стать клоунаде. Можно предложить ребятам сочинить дома к этой музыке пластический этюд или пантомиму, передающие характер её персонажей.
Продолжить знакомство с цирком можно с помощью песни, в которой поётся о цирковых животных, например, песни “Добрые слоны” А. Журбина (слова В. Шленского).
Закреплению представлений учащихся о музыке в цирке и кино поможет выполнение заданий в рабочей тетради (с. 27).
С особенностями звучания симфонического оркестра и отдельных его инструментов ребята могут познакомиться более подробно в “Шоу клоуна с оркестром”, объединившем цирк и музыку. Для этого можно воспользоваться следующими ссылками на видеоресурсы: http://www.youtube.com/watch?v=WL7F_Me05hQ&NR=1 &feature=endscreen http://www.youtube. com/watch?v=nT2revrdSrk&NR=1&feature=endscreen.