Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год
Музы не молчали - МУЗЫКА И ТЫ - 1 класс
Задачи урока: знакомство с музыкальными произведениями, посвящёнными истории России, защитникам Отечества; воспитание чувства любви и гордости за историческое прошлое страны, героические подвиги русского народа.
Подвиги народа всегда привлекали внимание художников, скульпторов, поэтов, композиторов. Обратите внимание детей на зрительный ряд этого разворота учебника: на нём скульптурные памятники великим полководцам России — Петру I и Александру Васильевичу Суворову, а также скульптурное изображение участников Бородинского сражения Отечественной войны 1812 г. Память и памятник — как много общего в этих родственных словах! Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о трагических событиях, тяжёлых испытаниях и тревогах сохраняется и в народных песнях, и в образах, созданных композиторами, — своеобразных музыкальных памятниках защитникам Отечества.
Подвиг русских богатырей прославил в своей симфонии “Богатырская” композитор XIX в. Александр Порфирьевич Бородин (1833—1887). Пусть ребята послушают главную мелодию 1-й части симфонии, которую учитель может исполнить на фортепиано. • Каков её характер? Что придаёт этой музыке уверенность, мужественность? Обратите внимание учащихся на то, что все инструменты оркестра играют как бы в один голос (в унисон). Впечатление тяжёлой поступи возникает благодаря особому строю мелодии, “топтанию” её вокруг начального звука, остановок в конце каждой фразы.
Песенный репертуар, созвучный теме “Музы не молчали”, целесообразно подбирать по принципу контраста: старинная народная песня “Солдатушки, бравы ребятушки” и современные — “Учил Суворов” А. Новикова (слова М. Левашова), “Песня о маленьком трубаче” С. Никитина. Все эти песни объединяют сочетание песенности и маршевости, упругие ритмы, которые и позволяют раскрыть их содержание.
В песнях А. Новикова и С. Никитина развитие музыки в большей мере определяется текстом, который представляет собой рассказ. Желательно не только послушать эти песни, но и эскизно разучить их мелодии, чтобы напеть их дома своим близким, которые наверняка эти песни знают. В следующих классах дети ещё вернутся к ним.
В плане систематизации жизненных и художественных впечатлений первоклассников можно предложить им дома вместе с родителями вспомнить песни, картины, стихи, кинофильмы о подвигах русских людей в годы тяжёлых военных испытаний. Размышлениями детей по поводу выражения “Когда говорят пушки, музы молчат” можно завершить сценарий урока, посвящённого славе русского оружия. Разговор этот может быть продолжен и на празднике, посвящённом Дню защитника Отечества (23 февраля).