Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год
Разыграй сказку. У каждого свой музыкальный инструмент - МУЗЫКА И ТЫ - 1 класс
Задача уроков: освоение музыкально-поэтического фольклора разных народов; использование музыкальных образов при создании театрализованных композиций.
“Разыграй сказку”. Знакомясь со сказкой и народной игрой “Баба-яга”, сочиняя песенки-дразнилки, первоклассники встречаются с образами русского народного фольклора. Образ Бабы-яги в музыке П. Чайковского дополняется совершенно иным, игровым, юмористическим его прочтением в народном творчестве. Понятно, что организация игры в условиях классной комнаты может быть затруднена, поэтому учитель на уроке может осуществить подготовительную работу над интонационной выразительностью речи, пения, движений (при драматизации сказки), а затем провести игру вне класса.
Приёмы вокальной и инструментальной импровизации детей на заданные тексты уже были описаны на страницах этой книги. Главное, чтобы учитель в случае недостаточной активности детей в импровизациях был готов предложить им свой вариант озвучивания игры. Возможен также вариант не просто чтения, а пропевания текста сказки, как в музыкальном театре, — на уроке музыки и сказку можно спеть, а не прочитать, как на уроке чтения.
Название разворота учебника “У каждого свой музыкальный инструмент” — это название песни. Прежде чем приступить к разучиванию эстонской народной песни (обработка X. Кырвиса, перевод М. Ивенсен) — песни игровой, с ярко выраженным танцевальным характером, напомните детям звучание тех музыкальных инструментов, звукоподражание которым передаётся в припеве.
Разучивание песни может происходить в народной манере (с голоса, с элементами инсценировки — инструментального музицирования — имитацией игры на воображаемых инструментах). В процессе работы над песней можно выявить солистов, а также распределить учащихся на поющих и играющих. Сопровождение к песне (повторяющаяся квинта в басу) может быть сыграно учащимися на “немой” клавиатуре, а затем в четыре руки с учителем на фортепиано.
Исполнение песни может сопровождаться танцевальными движениями, притопами, прихлопами, ведением хоровода. В центре хоровода может появиться уже знакомый персонаж учебника — Муза. Инсценировка и “инструментовка” этой песни может быть одним из эффектных концертных номеров первоклассников для исполнения на школьных праздниках.
Можно порекомендовать ребятам провести мини-исследование: используя образовательные интернет-ресурсы, подобрать цветные репродукции с изображением прибалтийских народных костюмов, народных инструментов, танцевальных и хоровых эпизодов исполнения народной музыки. На уроках труда дети с учителем начальных классов могут изготовить элементы костюмов, украсив их национальным орнаментом.
Продолжить работу по созданию импровизаций на заданные стихотворные тексты учащиеся смогут, обратившись к рабочей тетради (с. 28—29).