Поурочные разработки по Математике 6 класс
Повторение, обобщение и закрепление материала, пройденного за I полугодие - ОТНОШЕНИЯ И ПРОПОРЦИИ - ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ
Цели: систематизировать, обобщить, повторить знания по теме «Обыкновенные дроби»; закрепить умения и навыки учащихся при решении упражнений и задач; развивать память, внимание, познавательные способности учащихся; воспитывать умение внимательно выслушивать мнение других, уважительно относиться к ответам одноклассников; учить работать в группах; совершенствовать сочетание индивидуальной и коллективной форм работы с учащимися.
Ход урока
I. Организационный момент
Класс делится на 3 команды, которые сидят за отдельными столами. Каждая получает лист учета, куда заносятся баллы.
— Сегодня необычный урок — урок-соревнование. Вы будете соревноваться за титул «Самый умный. Самый внимательный. Самый быстрый». За правильно выполненные задания, за активную работу вы будете награждены баллами. Выиграет та команда, члены которой наберут большее количество баллов.
Можно брать и решать любые индивидуальные карточки по темам, которые мы с вами прошли, в этом случае вы тоже получаете баллы.
II. Сообщение темы урока
— Сегодня на уроке мы повторим то, что прошли по математике в этом полугодии.
Вспомните, чем мы занимались на уроках, какие темы изучали, что вас заинтересовало больше всего, что запомнилось, что осталось непонятным.
— Запишите, как можно больше тем и математических терминов, которые вы узнали в этом году.
По ходу ответов учащихся учитель на доске записывает (лучше вывешивать карточки) ранее изученные темы:
— Делитель.
— Кратное.
— Отношения.
— Пропорции.
— Задачи на нахождение дроби от числа и числа по его дроби.
— Сравнение, сложение, вычитание дробей с разными знаменателями.
— Сравнение, сложение, вычитание смешанных чисел.
— Умножение и деление дробей.
— Сокращение дробей.
— Признаки делимости.
III. Блиц-опрос
Отвечает любой ученик, зарабатывая баллы для команды и в личную копилку. 1 балл — за правильный ответ.
1. В чем состоит основное свойство дроби?
2. Признак делимости на 10.
3. Какие числа называются взаимно простыми?
4. Какие числа называются взаимно обратными?
5. Как сравнить две дроби с разными знаменателями?
6. Как умножить две дроби?
7. Сколько кратных имеет любое натуральное число?
8. Какая дробь называется несократимой?
9. Признак делимости на 5.
10. Какие числа называют четными?
11. Приведите примеры простых чисел.
12. Как разделить две дроби?
13. Какое число является делителем любого числа?
14. Признак делимости на 3 и на 9.
15. Как сложить или вычесть две дроби с разными знаменателями?
16. Какие натуральные числа называют составными?
17. Как найти дробь от числа?
18. Как выполнить вычитание смешанных чисел?
19. Признак делимости на 2.
20. Как найти число по его дроби?
IV. Работа над задачей
Каждой команде выдается карточка.
— Решите задачи.
1. На путь от дома до школы Незнайка затратил 5/12 ч, обратно 4/15 ч. Какой путь он прошел быстрее и на сколько? (1 балл.)
2. Волк может заасфальтировать дорогу за 4 ч, а Заяц за 6 ч. Какую часть дороги им останется заасфальтировать после двух часов работы? (1 балл.)
3. В двух одинаковых банках был мед — липовый и цветочный. Винни-Пух съел 13/14 банки липового меда и, а Пятачок 14/15 банки цветочного меда. Какого меда в банках осталось больше? (2 балла.)
4. Масса обычного ядра кг, масса ядра, на котором Барон Мюнхгаузен отправился на Луну, в 3 раза больше. Насколько масса обычного ядра меньше массы лунного ядра? (2 балла.)
5. Винтик уложил в ящик 9 кг гвоздей за 14 мин, а Шпунтик 14 кг гвоздей за 21 мин. Кто из них работал быстрее? (2 балла.)
— Вспомнить правила сравнения, сложения, вычитания дробных чисел.
V. Работа над уравнением
1. Решите устно уравнения.
Решают устно, записывают только ответ, исправленные ответы не засчитываются, за разговор в группе — штраф, минус баллы.
Учащиеся самостоятельно проверяют ответы, за правильный ответ — 1 балл. Учитель выборочно проверяет несколько работ: если допущены ошибки при проверке — минус балл.)
2,5х = 25; 0,25х = 25; 2,5х = 2,5; 0,25х = 2,5; 25х = 2,5; 25х = 25.
2. Решите уравнения.
Учащиеся сначала решают уравнения, потом им дается ключ, появляется на доске верхняя строчка в таблице с буквами.
К |
Л |
Ш |
О |
А |
! |
|
1) 409 + у = 511 2) 802 — х = 416 3) 9х — 7х = 210 4) 23х - 27 = 2250 5) 18 (15 - х) = 216 6) 198 : n = 18 |
12 386 98 100 12 105 |
201 385 70 99 201 101 |
102 1218 87 2213 18 13 |
112 396 105 2103 5 8 |
205 286 104 89 3 9 |
920 1217 17 98 7 11 |
Карточка ответа:
№ 1 |
№ 2 |
№ 3 |
№ 4 |
№ 5 |
№ 6 |
102 |
386 |
105 |
99 |
3 |
11 |
Ш |
К |
О |
Л |
А |
! |
Само слово «школа», пришедшее из Греции, означает досуг!
VI. Работа цепочкой
На доске записаны примеры (сколько учеников в одной команде, столько и примеров).
По очереди каждый ученик записывает ответ, если следующий ученик не согласен с предыдущим ответом, он имеет возможность цветным мелом исправить ошибку.
— Можно выбирать примеры, которые вы будете решать. Подумайте, как лучше это сделать, чтобы не подвести команду. Учащиеся имеют право только кричать слово «ошибка», но кому это обращено, никто не знает, подсказывать ребятам у доски нельзя.
1 команда |
2 команда |
3 команда |
VII. Занимательные задачи
2 балла — за полный ответ, 1 балл — за дополнения к ответу. Отвечает та команда, которая первая подняла руку; если ответ неверный, право ответа переходит к другой команде.
1. В каждом из четырех углов комнаты сидит кошка. Напротив каждой из этих кошек сидит кошка. Сколько всего в этой комнате кошек? (4.)
2. В клетке находится три кролика. Три девочки попросили дать им по одному кролику. Просьба девочек была удовлетворена, каждой из них дали кролика. И все же в клетке остался один кролик. Как могло так случится? (Одной девочке дали клетку с кроликом.)
3. Два отца и два сына разделили между собой три апельсина так, что каждому досталось по одному апельсину. Как такое могло случиться? (Всего 3 человека: сын, отец и дед.)
4. У отца шесть сыновей. Каждый сын имеет сестру. Сколько всего детей у этого отца? (7.)
5. Двое пошли — пять грибов нашли. Четверо пойдут — много ли найдут? (Задача неопределенная.)
VIII. Рефлексия
— Перед вами новогодняя елка и елочные украшения.
— Если вы сегодня получили удовольствие от урока, выберите яркую красочную игрушку, если вам не понравилось — то темную, если было все равно — зеленую. Нарядите нашу елку.
Обратить внимание детей на то, каких украшений больше.
Домашнее задание
Самостоятельно изучить информацию в учебнике, § 22 стр. 128 до задачи 1, устно № 782 стр. 130.