Математика 5 класс - Поурочные разработки
Простейшие задачи на движение - Умножение и деление - Действия с натуральными числами
Цель: отрабатывать навык решения простейших задач на движение.
Ход урока
I . Организационный момент.
II. Устная работа.
1. Арифметическая минутка. РТ, часть 1, № 70.
2. За 6 чашек заплатили 72 р. Сколько стоит одна чашка?
3. В саду посадили 9 рядов смородины по 7 кустов в каждом. Сколько кустов смородины посадили?
4. Варенье расфасовали в 6 банок по 250 г в каждую. Сколько всего было варенья?
5. На сколько километров расстояние в 96 км длиннее расстояния, равного 32 км?
6. Во сколько раз путь в 36 км короче пути в 108 км?
7. Во сколько раз скорость мотоциклиста 80 км/ч больше скорости велосипедиста 16 км/ч?
III. Актуализация знаний.
1. Что означает термин «скорость»? Приведите примеры.
2. Какая зависимость связывает скорость, время и расстояние?
3. Решите устно У, № 245.
III. Формирование умений и навыков.
1. Обсуждение и решение задачи. У, № 246 (а).
1). Запишите условие задачи в таблицу:
Скорость |
Время, ч |
Расстояние, км |
Одинакова |
3 |
240 |
5 |
? |
2). Какие величины нужно знать, чтобы найти расстояние?
3). Как найти скорость?
4). Во сколько действий решается задача?
5). Что найдем первым действием? вторым? Запишите решение.
2. У, № 246 (б) (аналогично), 246 (в) (самостоятельно), 247 (у доски с комментариями), 252 (сделайте рисунок к задаче).
3. Задача от дяди Степы. Скорость легкового автомобиля 60 км/ч, а грузового — 15 км/ч. Во сколько раз скорость легкового автомобиля больше скорости грузовика? Какой автомобиль опаснее для школьника, начавшего движение по пешеходному переходу (рис. 55)?
Рис. 55
Опаснее легковой автомобиль, потому что у него скорость больше, кроме того, для водителя легкового автомобиля мальчик появится неожиданно, так как обзор закрыт грузовым автомобилем.
Физкультминутка «Тренировка внимания»
Встаньте у своих парт. Внимательно посмотрите на плакат (рис. 56). Вам дается 3 с, после чего плакат будет убран, а вы должны назвать сумму чисел, которые были на плакате. Какое число было записано внутри круга? квадрата?
Рис. 56
4. У, № 265.
Сделав рисунок по условию задачи, можно заметить, что расстояние, равное 560 - 240 = 320 (м), Андрей проходит за 12-8 = 4 (мин). 320 : 4 = 80 (м/мин) — скорость Андрея, 12 + 240 : 80 = 15 (мин) — занимает вся дорога, 80 · 15 = 1200 (м) — расстояние от дома до станции.
Ответ: 1200 м, 15 мин.
5. У, № 261 (самостоятельно).
V. Итоги урока.
1. Какая зависимость связывает скорость, время и расстояние?
2. Задача-шутка. Тройка лошадей проскакала 90 км. Сколько километров проскакала каждая лошадь?
VI. Домашнее задание.
У, № 251, 253, 231 (в, г).