Математика 5 класс - Поурочные разработки
Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы объема - Объем параллелепипеда - Многогранники
Цели: ввести понятие объема, объяснить правило нахождения объема прямоугольного параллелепипеда, сформировать умение вычислять объем.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устная работа.
1. Вычислите:
2. Найдите закономерность в рядах чисел, запишите в каждую строчку по два следующих числа:
III. Актуализация знаний.
Задание предлагается учащимся выполнить самостоятельно.
1. Изобразить прямоугольный параллелепипед. Обозначить его.
2. Измерения параллелепипеда равны 4 см, 5 см и 15 мм. Назовите равные ребра параллелепипеда и укажите их длину.
3. Сколько проволоки необходимо для изготовления каркасной модели данного параллелепипеда?
4. Начертите грани параллелепипеда в натуральную величину.
5. Вычислите площадь каждой грани и найдите площадь поверхности параллелепипеда.
IV. Изучение нового материала.
1. Понятие объема.
Отвечая на вопрос, сколько вещества, обычно измеряют его массу или объем. Масса — физическая величина, вы будете изучать ее на уроках физики. Объем — геометрическая величина, и мы начнем ее изучение сейчас.
На рисунке 243 учебника вы видите две коробки. Чтобы ответить на вопрос, какая из коробок вместительнее, можно заполнить одну коробку песком, а затем пересыпать его в другую коробку. Но задачу можно решить иначе — вычислить объемы коробок.
2. Единицы объема.
Единицей объема является единичный куб. Это куб, длина ребер которого равна выбранной единице длины (рис. 187).
Рис. 187
1). Что такое 1 дм3; 1 м3; 1 км3?
2). Какой единицей измеряют объем жидкости? (Литр.) 1 л = 1 дм3.
3). У, № 1154 (устно).
3. Измерение объема тела.
Измерить объем тела — значит найти число, показывающее, сколько единичных кубов содержится в данном теле.
1). У, № 1140.
2). Тела на рисунке 188 построены из кубиков с ребром 1 см. Подсчитайте объемы этих тел. У каких тел объемы одинаковы?
Рис. 188
3). У, № 1141, 1142.
4. Формула для вычисления объема прямоугольного параллелепипеда V = а · b · с.
V. Формирование умений и навыков.
1. Формирование умения вычислять объем параллелепипеда.
1). У, № 1148, 1146.
2). Заполните таблицу:
Длина |
12 см |
60 мм |
1·1/2 м |
|
Ширина |
2 см |
12 дм |
||
Высота |
5 см |
4 дм |
3/5 м |
|
Объем |
240 см3 |
60 см3 |
480 дм3 |
7200 см. |
2. Формирование умений решать задачи.
1). а) Площадь пола в комнате равна 21 м2, а высота комнаты 3 м. Сколько кубометров воздуха содержит комната?
б) Объем комнаты равен 45 м3. Найдите площадь пола, если высота комнаты 2·1/2 м.
2). Кирпич имеет длину 250 мм, ширину 120 мм и толщину 65 мм. Грузовик привез на стройку 3·9/10 м3 кирпичей. Найдите число кирпичей, доставленных на стройку.
VI. Итоги урока.
1. Какой куб называют единичным?
2. Что такое кубический метр? кубический сантиметр? И т. д.
3. Что значит измерить объем тела?
4. Как вычислить объем прямоугольного параллелепипеда? куба?
VII. Домашнее задание.
У, п. 10.3, № 1144, 1147, 1150.