Уроки математики 3 класс
Единицы площади - СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ - Третья четверть - ЧАСТЬ 2 УЧЕБНИКА
Цели урока:
1) познакомить учащихся с единицами площади — квадратным сантиметром, квадратным дециметром и квадратным метром, их обозначениями (см2, дм2, м2), дать представления о применении этих единиц в практике измерения площадей, рассмотреть соотношения единиц измерения площади;
2) закрепить устные приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел, совершенствовать умение решать задачи.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Устный счёт.
1) Игра-соревнование «Кто быстрее?».
На доске записаны цепочки примеров для каждого ряда учащихся. По команде учителя учащиеся устно решают примеры. Побеждает тот ряд, который быстрее других даст правильный ответ.
Ответы. 1) 160; 2) 470; 3) 230.
2) Решение задач.
Учитель выставляет на наборное полотно карточку с краткой записью задачи и предлагает детям составить эту задачу и решить её.
9 пальто — 36 м
? пальто — 52 м
3) Измерение площадей.
Учитель выставляет на наборное полотно большую синюю фигуру и несколько маленьких красных фигур-мерок и предлагает детям определить площадь синей фигуры с помощью данных мерок.
Результаты измерения учитель оформляет в таблицу.
4 |
12 |
6 |
24 |
48 |
— Какой меркой было удобнее вычислять площадь фигуры? (Квадратом.)
3. Изучение нового материала.
— Для измерения площадей существуют специальные мерки квадратной формы. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них. Это квадратный сантиметр, квадратный дециметр и квадратный метр. (Учитель показывает модели этих мерок.)
— Начертите в тетради квадрат, длина стороны которого равна 1 см. (Учитель чертит этот квадрат на клетчатой области доски, а учащиеся — в тетради.)
— Площадь этого квадрата равна 1 квадратному сантиметру, сокращённо это записывают так: 1 см2. (Учитель выполняет записи на доске, а учащиеся — в тетради.)
— В квадратных сантиметрах измеряют площади небольших предметов, например открытки, крышки пенала, обложки книги и т. д. Назовите ещё предметы, площадь которых можно измерять в квадратных сантиметрах. (Дети называют.)
— Начертим рядом с первым квадратом второй квадрат, длина стороны которого равна 1 дм. Разместите его так, как это сделано на доске. Площадь этого квадрата составляет один квадратный дециметр, сокращённо записывают так: 1 дм2.
В результате на доске и в тетрадях появляется чертёж (с. 86).
— Давайте сосчитаем, сколько квадратных сантиметров поместится в одном квадратном дециметре. Как это можно сделать? (Дети предлагают варианты: 1) разделить большой квадрат на маленькие квадраты со стороной длиной в 1 см и посчитать их количество; 2) узнать, сколько квадратов со стороной длиной в 1 см укладывается в одном горизонтальном ряду и умножить это число на количество таких рядов.)
— Второй способ удобнее. Сколько маленьких квадратов уложится в одном горизонтальном ряду? (10 квадратов.) А сколько всего таких рядов? (10 рядов.) Сколько всего квадратных сантиметров в 1 дм2? (100.) Как узнали? (10 · 10.) Запишем это соотношение: 1 дм2 = 100 см2.
— Посмотрите вокруг и назовите предметы, площадь которых удобно измерять в квадратных дециметрах. (Дети перечисляют предметы. Если будет предложено измерить в квадратных дециметрах площадь классной доски, то полезно предложить учащимся сделать это на практике. В этом случае дети самостоятельно придут к выводу, что мерка в 1 дм2 маловата для измерения таких больших предметов.)
Затем учитель обращает внимание учащихся на модель квадратного метра и спрашивает:
— Можете ли вы начертить в тетради квадрат площадью один квадратный метр? (Нет.) Почему? (Не хватит места.) А на доске можно начертить такой квадрат? (Да.)
Учитель чертит квадрат площадью 1 м2 так, чтобы учащиеся легко могли сравнить единицы площади и вывести соотношение: 1 м2 = 100 дм2.
4. Физкультминутка.
5. Работа с учебником.
Упр. 1, с. 70 учащиеся выполняют устно под руководством учителя.
Упр. 2—3, с. 70 служат формированию умений переводить крупные единицы площади в более мелкие и наоборот. Рассуждения учащихся при этом могут быть следующими: «В одном квадратном дециметре 100 квадратных сантиметров, а в шести квадратных дециметрах — в 6 раз больше. Умножим 100 на 6, получим 600. Значит, 6 дм2 = 600 см2».
Упр. 4, с. 71 служит закреплению представлений о единицах измерения площади и их соотношениях. Значения выражений первого столбика учащиеся вычисляют под руководством учителя на доске и в тетрадях, а значения выражений второго — самостоятельно в тетрадях.
Упр. 5, с. 71 можно предложить для самостоятельной работы с последующей проверкой в классе.
6. Физкультминутка.
7. Работа с учебником (продолжение).
Упр. 6, с. 71 можно предложить для фронтальной работы с классом. Учащиеся записывают решение задачи в тетрадь и выполняют вычисления.
Упр. 7, с. 71 учащиеся выполняют устно. Рассматривая данные на чертеже фигуры, дети должны заметить, что все они имеют одинаковую площадь (16 клеток), при этом меньше всех периметр у квадрата, а красная и серая фигуры имеют одинаковый периметр, равный 20 клеткам.
Упр. 8—9, с. 71 можно предложить для домашней работы.
Упр. 10, с. 71 можно выполнить в классе при наличии времени. (Ответ. 4 · 4 - 4 : 4 = 15.)
8. Итог урока.