Уроки математики 3 класс
Задачи на сравнение - НУМЕРАЦИЯ - Третья четверть - ЧАСТЬ 2 УЧЕБНИКА
Цели урока:
1) познакомить учащихся с новым типом задач на нахождение четвёртого пропорционального, решаемых методом сравнения, научить решать эти задачи, допускающие два способа решения — методом приведения к единице и методом сравнения;
2) закрепить знание устной и письменной нумерации трёхзначных чисел, совершенствовать вычислительные навыки учащихся.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Устный счёт.
1) Заполнение таблиц.
На доске даны две таблицы. Учащиеся выполняют вычисления устно, называют ответы с места, учитель записывает правильные ответы в таблицу.
Число |
5 |
8 |
13 |
20 |
Увеличить в 5 раз |
||||
Числ. |
12 |
27 |
60 |
54 |
Уменьшить в 3 раза |
2) Составление и решение взаимно обратных задач.
— По краткой записи составьте задачу и решите её. (Учитель обращает внимание детей на краткую запись на доске.)
7 тетрадей — 84 р.
5 тетрадей — ?
— Сколько стоят 5 тетрадей? (60 р.) Как узнали? (Учащиеся объясняют, а учитель записывает под краткой записью решение задачи выражением: (84 : 7) · 5 = 60 (р.).)
— Сколько задач, обратных данной, можно составить? (Три задачи.) Составьте эти задачи. (Учащиеся составляют задачи, а учитель записывает на доске их краткие записи и решения выражением.)
7 тетрадей — 84 р. ? тетрадей — 60 р. |
? тетрадей — 84 р. 5 тетрадей — 60 р. |
7 тетрадей — ? р. ? тетрадей — 60 р. |
60 : (84: 7) = 5 (т.) |
84 : (60: 5) = 7 (т.) |
(60 : 5) · 7 = 84 (р.) |
3. Изучение нового материала.
— Будем вместе составлять задачу про бублики.
На одной полочке наборного полотна дано изображение двух бубликов и рядом ценник.
— За 2 бублика заплатили 9 р. Сколько нужно будет заплатить денег, если бубликов будет в 3 раза больше? (Учитель выставляет на второй полочке наборного полотна 3 раза по 2 бублика.)
— Как это узнать? (Если бубликов надо купить в 3 раза больше, то и денег надо заплатить в 3 раза больше.)
— Сколько бубликов нужно купить? (6.) Как узнать? (2 · 3 = 6 (б.)) Какую задачу нам надо решить? (За 2 бублика заплатили 9 р. Сколько стоят 6 таких бубликов?)
На доске и в тетрадях учащихся появляется запись:
2 б. — 9 р.
6 б. — ? р.
Решение задачи записывается выражением:
9 · (6 : 3) = 27 (р.).
Затем составляются задачи, обратные данной. На доске и в тетрадях появляются записи:
Путём сравнения решений этих задач устанавливается, что все задачи решаются в 2 действия, приёмы решения одинаковы: сравниваются два значения одной величины и находится неизвестное значение другой величины.
4. Физкультминутка.
5. Работа с учебником.
Упр. 1, с. 59. Задачу решить двумя способами — методом приведения к единице и методом сравнения.
Упр. 2, с. 60. Под руководством учителя учащиеся составляют краткую запись задачи на доске и в тетрадях, обсуждают два способа решения, решение задачи записывают самостоятельно.
Упр. 3, с. 60 учащиеся выполняют с комментированным ответом с места. Рассуждения учащихся могут быть такими: «Сначала пишу число 4 — это самое маленькое число из данных, потом пишу число 16 и т. д.».
6. Физкультминутка.
7. Работа с учебником (продолжение).
Упр. 4, с. 60. Значения выражений первого столбика один ученик вычисляет самостоятельно у доски, а значения выражений второго и третьего — учащиеся самостоятельно по вариантам. Проверка в классе осуществляется путём прочтения ответов с места.
Упр. 5, с. 60. Под руководством учителя проводится разбор задачи, намечается план решения двумя способами.
1-й способ
1) 48 : 16 = 3 (п.)
2) 5 · 3 = 15 (кн.)
3) 48 + 15 = 63 (кн.)
2-й способ
1) 48 : 16 = 3 (п.)
2) 16 + 5 = 21 (кн.)
3) 21 · 3 = 63 (кн.)
Упр. 8, с. 60 желательно выполнить с использованием наглядности в виде циферблата часов. Если учащиеся затрудняются при ответе на поставленный вопрос, можно продемонстрировать решение с помощью модели часов, передвигая минутную стрелку на 30 мин.
Упр. 9, с. 60 можно выполнить в классе при наличии времени. Задачу можно решить подбором. Ответ. 5 грузовых и 7 легковых автомобилей.
8. Итог урока.