Уроки математики 3 класс
Умножение числа 3. Деление на 3 - УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ - Вторая четверть - ЧАСТЬ 1 УЧЕБНИКА
Цели урока:
1) раскрыть закономерности составления новых табличных случаев умножения числа 3 и деления на 3, повторить таблицу умножения числа 3 и соответствующих случаев деления в пределах 20, закрепить понятия чётного и нечётного числа.
2) продолжить работу по совершенствованию вычислительных навыков и решению задач в 3 действия.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Устный счёт.
1) Цепочка примеров.
— Вычислите.
2) Повторение таблицы умножения числа 3 и деления на 3. Учитель указывает на выражения, записанные на доске.
— Прочитайте первое выражение и назовите результат. (По заданию учителя вызванный ученик с места читает выражение и называет его значение. Учащиеся внимательно слушают и, используя сигнальную карточку, показывают, верно или нет выполнено задание.)
— Какого произведения из таблицы умножения числа 3 здесь не хватает? (3 · 5.) Сколько будет трижды пять? (15.)
— Какого примера из таблицы деления на 3 здесь не хватает? (18 : 3.) Сколько получится? (6.)
3) Составление задачи по таблице.
— Составьте и решите задачу по таблице.
Цена |
Количество |
Стоимость |
|
Марка |
3 р. |
4 шт. |
? |
— Как найти стоимость по известным цене и количеству? (Нужно цену умножить на количество.) Чему равна стоимость 4 марок? (12 р.)
— Составьте и решите ещё две задачи, обратные данной.
(Учащиеся составляют задачи, учитель записывает их кратко в таблицу.)
3. Работа с учебником.
Упр. 1, с. 75 имеет целью подготовить учащихся к составлению таблицы умножения числа 3.
Упр. 2, с. 75 желательно выполнить письменно в тетрадях и на доске. Рассуждения учащихся при этом должны быть следующими: «Число 3 взять слагаемым 4 раза — это означает 3 умножить на 4, получим произведение 3 · 4. Произведение равно 12».
4. Физкультминутка.
5. Работа с новым материалом.
— Сегодня мы продолжим составлять таблицу умножения числа 3. И будем делать это, опираясь на результаты, полученные ранее. Какой последний пример табличного умножения 3 мы знаем? (3 · 6.) Сколько получится? (18.)
— Запишите теперь произведение: трижды семь. Какое выражение вы записали? (3 · 7.) Сколько получится? (21.) Как узнали? (По 3 взяли слагаемым 7 раз.) Как вычислить этот результат быстрее, зная значение предыдущего произведения? (Надо к 18 прибавить 3, получится 21.) Запишем оба способа вычислений так:
— Запишите ниже произведение: трижды восемь. Какое выражение вы записали? (3 · 8.) Как можно вычислить результат? (Можно по 3 взять слагаемым 8 раз или к 21 прибавить 3.) Сколько получится? (24.) Запишите оба способа вычислений, как и в предыдущей строке:
— Догадались ли вы, каким должно быть следующее выражение в таблице умножения числа 3? (Да. Это 3 · 9.) Выполните вычисления двумя способами и запишите решение. Продолжайте дальше составлять и решать примеры на умножение числа 3.
— Посмотрите внимательно на получившиеся результаты и скажите: что интересного вы заметили? (Каждый из них больше предыдущего на 3.) Почему? Как вы думаете? (Потому что мы умножали число 3 последовательно на числа от 7 до 9.)
6. Работа с учебником.
Упр. 5, с. 76 выполняется под руководством учителя на доске и в тетради.
Упр. 6—7, с. 76—77 служат закреплению знания табличных случаев умножения 3 и соответствующих случаев деления. При необходимости вычисления полезно сопроводить иллюстрацией на предметах наглядности.
Упр. 8, с. 77. Разбор задачи и краткую запись учащиеся выполняют под руководством учителя. Решение задачи записывают самостоятельно в тетради с последующей проверкой в классе.
7. Итог урока.