Путешествие в историю математики - Свечников А. А. 1995


Леонтий Филиппович Магницкий

К концу XVI и в XVII в. в России по­явились довольно примитивные рукописные руководства по мате­матике, которые имели чисто практическое назначение, т. е. рассказывали, как производить простейшие арифметические действия и измерения.

В начале XVIII в. было написано и напечатано типографским спо­собом более совершенное и пол­ное руководство по математи­ке — книга Леонтия Филипповича Магницкого «Арифметика — сиречь (то есть) наука числитель­ная».

В то время в России было не­много образованных людей. От­сутствие знающих специалистов тормозило развитие страны. Что­бы исправить это положение, по указу царя Петра I в Москве в 1701 г. была открыта Математико-навигацкая школа. Для работы в ней пригласили преподавателей из-за границы. В первые годы ра­боты этой школы единственным русским учителем был Леонтий Филиппович Магницкий.

Л. Ф. Магницкий родился в 1669 г. в Осташковской слободе, которая находилась на террито­рии нынешней Тверской области. Отец его, по прозвищу Теляшин, был крестьянин. Детство Леонтия прошло в бедности и тяжелом крестьянском труде. В школу он не ходил. Вероятно, он научился читать, писать и считать с по­мощью кого-либо из грамотных соседей.

В пятнадцать лет его отправили с возом рыбы в Волоколамский монастырь, где оставили для чте­ния церковных книг. В монастыре отрок в свободное от работы время продолжал заниматься само­образованием. Через некоторое время Леонтий переехал в Мо­скву. Здесь он поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Юноша учит латинский и грече­ский языки, а затем самосто­ятельно овладевает еще гол­ландским, немецким, итальян­ским и изучает физику, астроно­мию, а также математику, прочи­тав для этого не только славян­ские рукописи, но и многие работы иностранных авторов.

С открытием Математико-навигацкой школы Л. Ф. Магницкий полностью отдается преподава­тельской работе. Но с самого на­чала его деятельность выходила далеко за рамки прямых обя­занностей учителя. Он заботился о приобретении мореходных и других инструментов для обуче­ния учащихся, работал самосто­ятельно и вместе с коллегами над созданием учебников и математи­ческих таблиц.

В 1701 г. Л. Ф. Магницкому пору­чают составить учебник матема­тики. Он проделал большую рабо­ту и в том же году сдал рукопись в типографию. В 1703 г. было отпечатано — очень много по тому времени — 24 000 экземпляров его учебника «Арифметика — сиречь наука числительная».

Заглавный лист «Арифметики» Л. Ф. Магницкого.

На рисунке показана первая страница «Арифметики» Л. Ф. Магницкого. На ней изображен дворец науки. В центре его — ца­рица Арифметика. В ее руке ключ ко всем наукам, названия кото­рых написаны на колоннах, под­держивающих здание науки. Без ключа, которым владеет царица Арифметика, нет доступа к позна­нию наук. К овладению же наукой арифметикой1 ведут пять ее ос­новных разделов-ступеней: счи­сление, сложение, вычитание, умножение, деление.

1 Арифметика — один из отделов мате­матики, в котором изложены простейшие свойства чисел и действий с ними. Ариф­метика возникла в глубокой древности и вначале рассматривала только натураль­ные числа. Название «арифметика» происходит от двух греческих слов: аритмос — «число», техно — «искусство», т. е. числовое искусство.

Автор пишет: «Арифметика, или числительница, есть художе­ство (т. е. искусство. — А. С.) чест­ное, независтное, всем удобопо­нятное, многополезнейшее и многохвальнейшее...»

В книге страницы пронумерова­ны славянскими цифрами — бук­вами славянского алфавита с тит­лами, а все числа в тексте напеча­таны индийскими (арабскими) цифрами.

Математические названия (тер­мины) Магницкий дал в двух ва­риантах: в латинском и славян­ском. Так как в то время в нашей стране многих арифметических терминов еще не существовало, то автору пришлось вводить но­вые названия для некоторых по­нятий. Например, нумерацию, или счисление (в то время счисление принимали за особое действие в арифметике), он называет «аддицио или сложение», «мультипли­кация или умножение».

Перед изложением каждого но­вого правила Магницкий дает ре­шение простого примера, затем формулирует правило, а дальше приводит набор примеров и задач на данное правило.

В «Арифметике» Магницкий из­ложил основные сведения из ма­тематики того времени: арифме­тики, алгебры, геометрии и триго­нометрии, а кроме того, начатки мореходной астрономии.

В книге автор неоднократно подчеркивает значение матема­тики. По его словам, она ценна тем, что не только помогает ре­шать практические задачи, но и «просвещает ум к принятию множайших наук и высочайших».

«Арифметика» Л. Ф. Магницко­го сыграла огромную роль в рас­пространении математических знаний в стране. В течение семи­десяти лет она оставалась единственным учебником математики. Не напрасно М. В. Ломоносов, ве­ликий русский ученый того време­ни, назвал «Арифметику» Магницкого и «Грамматику» Смотрицкого «вратами учености».

Задачи из «арифметики» Магницкого

1. Гость купил 8664 овчины, а сторго­вал 100 овчин по 1,5 рубля; да и продал те овчины, ино ему сходилося со 100 овчин по 8 овчин прибыли. Ино, сколько тот гость за овчины денег платил и что у овчин принял денег, сочти ми.

2. Два гостя хотят товары меняться. Один дает 12 пудов инбирю, пол-третие пуда дает по 3 рубля и по 8 гривен. А дру­гой за весь инбирь дает сахаром по 9 денег фунт сахару. Ино, сколько сахару надобе за тот инбирь, сочти ми.

3. Четыре плотника у некоего гостя нанялись двор ставить. И говорит первый плотник так: только бы мне одному тот двор ставити, Я из-бы де его поставил един годом. А другой молвил: только бы де мне одному тот двор ставити, и яз-бы де его поставил в два года. А третий мол­вил: только бы мне одному тот двор ста­вити, и яз-бы де его поставил в три годы. А четвертый так рек: только бы де мне одному тот двор ставити, я из-бы де его поставил в четыре года. Ино все четыре плотника учали тот двор ставити вместе. Ино, сколь долго они ставили, сочти ми.

4. Лев съел овцу одним часом, а волк съел овцу в два часа, а пес съел овцу в три часа. Ино хощеш ведати сколько бы они все три — лев и волк, и пес — овцу съели вместе вдруг и сколько бы они скоро ту овцу съели, сочти ми.

5. Некий купец купил колокол весом 2546 пудов, а за всякий пуд дати по 550 копеек, и восхотев ведати, колика цена за весь колокол будет.

6. Купил 112 баранов старых и моло­дых: дал 49 рублёв 20 алтын (алтын 3 коп.), за старого платил по 15 алтын и по две деньги (2 деньги = 1 коп.), а за моло­дого по 10 алтын, и ведательно есть колико старых и молодых баранов купил он.






Для любых предложений по сайту: [email protected]