Поурочные разработки по геометрии 9 класс
Тела и поверхности вращения - НАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ СТЕРЕОМЕТРИИ
Цели: ввести понятие цилиндра (ось цилиндра, его высота, основания цилиндра); ввести понятие цилиндрической поверхности, образующих цилиндра; доказать теорему об объеме цилиндра и теорему о площади боковой поверхности цилиндра; научить применять эти теоремы при решении задач.
Ход урока
I. Объяснение нового материала.
1. Возьмем прямоугольник АВСD и будем вращать его вокруг одной из сторон, например, вокруг стороны АВ (рис. 360). В результате получится тело, которое называется цилиндром.
Учитель показывает модель цилиндра.
2. На доске и в тетрадях строится изображение цилиндра и его частей (рис. 360 на с. 327). Прямая АВ называется осью цилиндра, а отрезок АВ – его высотой. При вращении сторон АD и ВС образуются два равных круга – они называются основаниями цилиндра, а их радиус называется радиусом цилиндра. При вращении стороны СD образуется поверхность, состоящая из отрезков, параллельных оси цилиндра. Ее называют цилиндрической поверхностью или боковой поверхностью цилиндра, а отрезки, из которых она составлена, – образующими цилиндра. Таким образом, цилиндр – это тело, ограниченное двумя равными кругами и цилиндрической поверхностью.
3. Рассмотреть решение задачи № 1213 (рис. 366, с. 331 учебника). Пользуясь принципом Кавальери, можно доказать, что объем цилиндра равен произведению площади основания на высоту.
,
где S – площадь основания; h – высота цилиндра.
4. Ввести понятие развертки боковой поверхности цилиндра, используя рисунок учебника (рис. 361).
Записать в тетрадях: площадь боковой поверхности цилиндра равна площади ее развертки, то есть , где r – радиус основания цилиндра, h – высота цилиндра.
II. Закрепление изученного материала.
1. Решить задачу № 1214 (б; в) на доске и в тетрадях.
б) Дано: V = 120 см3; h = 3,6 см. Найти r.
Решение
V = Sh, отсюда S =(см2).
Sкруга = πr2, отсюда r =(см).
Ответ: см.
в) Дано: r = h; V = 8π см3. Найти h.
V = Sh = πr2 ∙ h = π ∙ h2 ∙ h = πh3, тогда 8π = πh3, отсюда h3 = 8, h == 2.
Ответ: 2.
2. Решить задачу № 1216.
Учащиеся решают задачу самостоятельно, а затем проверяется решение.
Решение
Дано: диаметр d = 1 м; h = с (длина окружности основания). Найдите Sбок.
Длина окружности равна с = 2πr = πd; по условию h = c, тогда h = πd = π ∙ 1 м = π (м).
Sбок = 2πr ∙ h = πd ∙ h = π ∙ 1 ∙ π = π2 (м2).
Ответ: π2 м2.
3. Решить задачу № 1217. Задача практического характера.
Решение
h = 4 м; d = 20 см. Найти Sбок.
Sбок = 2πrh = πdh = π ∙ 0,2 ∙ 4 = 0,8π (м2).
Найдем 2,5 % от 0,8 π2.
2,5 % = 0,025; тогда 0,8π ∙ 0,025 = 0,02π (м2).
Всего пойдет жести 0,8π + 0,02π = 0,82π (м2) ≈ 0,82 ∙ 3,14 ≈ 2,58 (м2).
Ответ: ≈ 2,58 м2.
4. Решить задачу № 1245.
Решение
Плотность свинца ρ = 11,4 г/см3; h = 25 м = 2500 см.
ρ =; найдем объем свинцовой трубы: V = Sосн ∙ h = πr2h.
Основание свинцовой трубы представляет собой кольцо. Найдем площадь кольца по формуле , где R1 =+ 4 = 10,5 (мм), R2 = 6,5 мм.
Sкольца = π (10,52 – 6,52) = π (10,5 – 6,5) (10,5 = 6,5) = π ∙ 4 ∙ 17 = 68π (мм2) = 0,68π (см2).
Объем свинцовой трубы равен V = 0,68π ∙ 2500 = 1700π (см3) ≈ 5338 (см3) ≈ 5340 см3.
m = ρV = 11,4 ∙ 5340 ≈ 60,876 (кг) ≈ 61 кг.
Ответ: 61 кг.
5. Решить задачу № 1246. (Учитель объясняет решение.)
Решение
По условию задачи h > r на 12 см, тогда h = r + 12 см.
= 288π см2. Найти r и h.
= 2Sосн + Sбок = 2 ∙ πr2 + 2πrh = 2πr2 + 2πr ∙ (r + 12) = 2πr2 + 2πr2 + 24πr = 4πr2 + 24πr.
По условию Sполн = 288π (см2), тогда 4πr2 + 24πr = 288π; разделим обе части равенства на 4π, получим r2 = 6r – 72 = 0.
r1 = 6; r2 = – 12 – не удовлетворяет условию задачи.
Значит, радиус цилиндра равен 6 см, а высота цилиндра 6 + 12 = 18 (см).
Ответ: 6 см; 18 см.
III. Итоги урока.
Ответить на вопросы:
1. Какое тело называется цилиндром? Что такое ось, высота, основания, радиус, боковая поверхность, образующие цилиндра?
2. Какой формулой выражается объем цилиндра?
3. Какой формулой выражается площадь боковой поверхности цилиндра?
Домашнее задание: изучить материал пункта 125, решить задачи № 1214 (а) и № 1244.