Поурочные разработки по геометрии 10 класс
Тетраэдр - ТЕТРАЭДР. ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД - ПАРАЛЛЕЛЬНОСТЬ ПРЯМЫХ И ПЛОСКОСТЕЙ
Цели урока:
1) повторить понятие многоугольника в планиметрии;
2) ввести понятие тетраэдра;
3) рассмотреть задачи, связанные с тетраэдром.
Ход урока
I. Организационный момент
Сообщить тему урока, сформулировать цели урока.
II. Проверка домашнего задания
1) Один ученик записывает на доске решение домашней задачи № 63 а.
Дано: (рис. 1).
Найти: АА2, АВ2.
Решение:
1. A1B1 || А2В2 (по свойству 1° параллельных плоскостей).
2.
3. Так как A1A2 = 2 A1A и А1А2 = 12 см, то A1A = 12 : 2 = 6 см.
4. АА2 = 12 + 6 = 18 см.
5. (Ответ: АА2 = 18 см, АВ2 = 15 см.)
2) Двое решают по карточкам индивидуального опроса.
I. Отрезки АВ, АС и AD не лежат в одной плоскости. Точки К, М и N - соответственно их середины.
а) Докажите, что плоскости BCD и KMN параллельны.
б) Найдите площадь ΔВСD, если SKMN = 36 м2. (Ответ: SBCD = 144 м2.)
II. Три прямые, проходящие через точку М и не лежащие в одной плоскости, пересекают одну из параллельных плоскостей в точках А1, В и С, а вторую - в точках А1, В1 и С1.
а) Докажите, что ABC ~ ΔA1B1C1.
б) Найти если МС = CC1. (Ответ: 1/2.)
3) Остальные отвечают на вопросы (устно).
1) Каково взаимное расположение двух плоскостей, если третья плоскость пересекает их по прямым: а) имеющим общую точку; б) не имеющим общих точек?
2) Две стороны трапеции лежат в параллельных плоскостях. Могут ли эти стороны быть ее боковыми сторонами?
3) Каким может быть взаимное расположение двух прямых, если эти прямые пересекают две параллельные плоскости, и их отрезки, заключенные между плоскостями, не равны?
4) Две плоскости пересечены двумя параллельными прямыми. Выясните взаимное расположение этих плоскостей, если отрезки данных прямых, заключенные между этими плоскостями, не равны.
5) Прямая а пересекает параллельные плоскости α и β в точках А и В. Прямая b, параллельная прямой а, пересекает плоскости в точках D и С. Найдите периметр четырехугольника ABCD, если АВ = 3 см, ВС = 4 см.
6) Плоскости α и β параллельны, прямая m лежит в плоскости α. Докажите, что прямая m параллельна плоскости β.
III. Изучение нового материала
Использовать модели нескольких тетраэдров, а также гибкую модель из картона и ниток (рис. 2).
1) Одна из глав нашего курса будет посвящена многогранникам - поверхностям геометрических тел, составленных из многоугольников. Познакомимся с одним из них сегодня на уроке - тетраэдром. Это даст нам возможность проиллюстрировать понятия, связанные со взаимным расположением прямых и плоскостей на примере геометрических тел.
Вспомним, прежде всего, что мы понимали под многоугольником в планиметрии. (Ответы).
Учитель обобщает ответы учащихся: многоугольник мы рассматривали либо как замкнутую линию без самопересечений, составленную из отрезков (рис. 3), либо как часть плоскости, ограниченную этой линией, включая ее саму (рис. 4).
При рассмотрении поверхностей и тел в пространстве будем пользоваться вторым толкованием многоугольника. При. таком толковании любой многоугольник в пространстве представляет собой плоскую поверхность.
2) Определение тетраэдра. Построим ΔАВС; точка D, не лежащая в плоскости этого треугольника. Соединив точку D отрезками с вершинами ΔABC, получим ΔDAB, ΔDBC, ΔDCA, получим тетраэдр.
Итак, поверхность, составленная из четырех треугольников ΔABC, ΔDAB, ΔDBC и ΔDCA, называется тетраэдром и обозначается: DABC.
Тетраэдр, то есть четырехгранник («тетра» - четыре, «эдр» - грань). (Показ моделей тетраэдров.)
3) Треугольники, из которых состоит тетраэдр, называются гранями, их стороны - ребрами, а вершины - вершинами тетраэдра. Тетраэдр имеет четыре грани, шесть ребер и четыре вершины.
Два ребра тетраэдра, не имеющие общих вершин, называются противоположными. На рис. 34 учебника AD и ВС, BD и АС, CD и АВ.
Иногда выделяют одну из граней тетраэдра и называют ее основанием, а три другие - боковыми гранями.
4) Изображение тетраэдра на плоскости (рис. 5).
IV. Закрепление изученного материала
1) № 68 (устно) по готовому чертежу (рис. 6).
2) № 69. Дано: SABC - тетраэдр, МА = MB, BN = NC, (рис. 7).
Доказать: PM|| KN.
1. (по свойству 1°).
2. (по свойству 1°).
3. BS || KN, BS || PM, KN || РМ (по теореме о параллельности трех прямых).
3) № 716. Дано: DABC - тетраэдр, M ∈ DB, N ∈ DC, К ∈ ВС (рис. 8).
Построить: точку М1.
Условие: M1 = KN ∩ (FBD).
Решение:
1. NK ⊂ (DBC), DB ⊂ (DBC).
2. NK не может быть параллельна прямой DB. Так как NK || (ADB) (по признаку) - это противоречит условию ⇒ NK ∩ DB.
3. DB ⊂ (ADB), то NK ⊂ (ADB) = М1.
4) № 73. Дано: DABC — тетраэдр, М ∈ АВ, N ∈ BC, Р ∈ CD, K ∈ AD; МА = MB, NB = NC, PC = PD, AC = 10 см, BD = 12 см, AK = KD (рис. 9).
Доказать: К ∈ (MNP).
Найти: PMNPK.
Решение:
1. (MNP) ∩ (ABC) = MN, MN - средняя линия ΔABC ⇒ MN || AC.
2. MN || (ACD) (по признаку параллельности прямой и плоскости), MN проходит через (MNP), (MNP) || (ACD). Значит, линия пересечения (MNP) и (ACD) параллельна MN.
3. Пусть эта линия пересекается с ребром AD в точке К. Так как РК || MN и MN || АС, то РК || АС, а так как Р - середина AD, то РК - средняя линия ΔACD, то есть К - середина AD.
4. (Ответ: 22 см.)
V. Подведение итогов
Домашнее задание
П. 12, I уровень: № 67 (a), 70; II уровень: № 67, 71 (a).