Поурочные разработки по Алгебре для 9 класса к учебнику Ю.Н. Макарычева
Дробно-линейная функция и ее график (факультативное занятие) - Степенная функция. Корень n-й степени - Квадратичная функция
Цель: рассмотреть свойства дробно-линейной функции и ее график.
Ход урока
I. Сообщение темы и цели урока
II. Повторение и закрепление пройденного материала
1. Ответы на вопросы по домашнему заданию (разбор нерешенных задач).
2. Контроль усвоения материала (письменный опрос).
Вариант 1
1. Определение корня n-й степени из числа а.
2. Найдите значение выражения
3. Постройте график функции
Вариант 2
1. Определение арифметического корня n-й степени из числа а.
2. Найдите значение выражения
3. Постройте график функции
III. Изучение нового материала
Ранее были рассмотрены свойства и график функции у = k/x при k > 0. Графиком функции является гипербола. Функция убывающая, и ее график не пересекает осей координат. Особенностью этого графика является наличие вертикальной и горизонтальной асимптот. Асимптотой графика функции у(х) называют прямую, к которой неограниченно близко приближается (при определенных условиях) график функции у(х). По внешнему виду асимптоты разделяются на вертикальные, горизонтальные и наклонные.
Значения функции у = k/x при малых значениях х (х → 0) неограниченно возрастают или убывают (у → ∞ или у → -∞). Поэтому при малых х график функции неограниченно близко приближается к оси ординат (прямой х = 0). Такая прямая является вертикальной асимптотой графика функции у = k/x.
При больших значениях |х| (|х| → ∞) значения функции стремятся к нулю (у → 0). Поэтому при больших значениях |х| график функции у = k/x неограниченно близко приближается к оси абсцисс (прямой у = 0). Такая прямая является горизонтальной асимптотой графика функции у = k/x. Графики функции у = k/x приведены на рисунке.
Теперь обобщим функцию у = k/x и рассмотрим функцию , где х — переменная; а, b, с, d — некоторые числа, причем с ≠ 0 и ad - bc ≠ 0. Такую функцию называют дробно-линейной, т. е. формула, задающая функцию, представляет собой дробь, числитель и знаменатель которой линейные функции. Очевидно, что при а = d = 0 и b/c = k дробно-линейная функция является обратно пропорциональной зависимостью у = k/x.
Пример 1
Следующие функции являются дробно-линейными:
Заметим, что приведенные ограничения важны. При с = 0 дробно-линейная функция является линейной: при od - bc = 0 - константной: у = b/d.
Можно показать, что графиком дробно-линейной функции является гипербола, которую можно получить с помощью параллельных переносов вдоль координатных осей графика у = k/x. Для этого в дробно-линейной функции надо выделить целую часть, т. е. представить ее в виде (где n, k, m - некоторые числа).
Пример 2
Построим график функции
В дроби выделим целую часть и представим функцию в виде Здесь n = 2, k = -1, m = 1. Таким образом, надо построить график функции Он получается смещением гиперболы у = -1/x на одну единицу вправо и на две единицы вверх. График данной функции имеет вертикальную асимптоту х = 1 и горизонтальную асимптоту у = 2.
Пример 3
Рассмотрим еще один способ построения графика дробно-линейной функции
Для этого найдем точки пересечения графика функции с осями координат. Положим, х = 0 и определим точку пересечения с осью ординат Теперь положим, у = 0, получим уравнение или 0 = 2х - 3 и найдем точку пересечения с осью абсцисс х = 1,5. Построим точки А(0; 3) и B(1,5; 0).
Определим асимптоты графика функции. Вертикальную асимптоту находим из условия, что функция не определена, т. е. х - 1 = 0, откуда х = 1. Поведение функции при больших значениях |х| (|х| → ∞) определяет горизонтальную асимптоту. При таких значениях х в числителе дроби можно пренебречь числом (-3), в знаменателе - числом (-1). Тогда получаем горизонтальную асимптоту у = 2x/2 = 2. Построим асимптоты графика х = 1 и у = 2.
При построении графика функции учтем:
1) ветви графика (гиперболы) симметричны относительно точки С пересечения асимптот;
2) график функции не пересекает асимптот.
После этих замечаний легко построить график данной функции.
Пример 4
Построим график функции
Раскроем знак модуля и получим:
При отрицательных значениях х ≠ -1 построим горизонтальную прямую у = -1. При х ≥ 0 строим график дробно-линейной функции Этот график пересекает ось ординат в точке у = -1 и ось абсцисс в точке х = 1. График имеет горизонтальную асимптоту у = 1. График также имеет вертикальную асимптоту х = -1, но она в рассматриваемый промежуток х ≥ 0 не входит. Таким образом, график данной функции состоит из прямой с удаленной точкой (-1; -1) и части гиперболы.
Пример 5
Построим график функции
Раскрыв знаки модуля, получим: Построим полученные зависимости. На промежутке х ∈ (-∞; - 3) гипербола имеет вертикальную асимптоту х = -4 и горизонтальную асимптоту у = 1, ось Ох не пересекает. На промежутке х ∈ [-3; 0] функция определена всюду, за исключением точки х = -2. При этом у = -1. На промежутке х ∈ (0; +∞) гипербола имеет горизонтальную асимптоту у = 1 и пересекает ось Ох в точке х = 2. Учитывая вышесказанное, нетрудно получить график исходной функции.
Пример 6
При каком значении параметра а прямая у = ax + 1 касается гиперболы Найти координаты точки касания.
Очевидно, что координаты точки касания удовлетворяют системе уравнений При этом система должна иметь единственное решениею
Приравняем правые части и получим уравнение или ах2 + х + ах + 1 = х - 1, или ах2 + ах + 2 = 0 (очевидно, что а ≠ 0). Чтобы это квадратное уравнение имело один корень, его дискриминант D = а2 - 8а = 0, откуда а = 8. Найдем координаты точки касания. Подставим значение а = 8 в уравнение ах2 + aх + 2 = 0 и получим: 8х2 + 8х + 2 = 0, или 2(2х + 1)2 = 0, откуда х = -1/2. Найдем соответствующее значение Итак, координаты точки касания графиков (-1/2; -3).
IV. Контрольные вопросы
1. Приведите графики функции у = k/x для k > 0 и для k < 0.
2. Понятие асимптоты графика функции.
3. Определение дробно-линейной функции.
4. Способы построения графика дробно-линейной функции.
5. Нахождение асимптот графика дробно-линейной функции.
V. Задание на уроке
№ 180 (а); 181 (в, г); 182 (а); 183 (б); 184; 187; 189.
VI. Задание на дом
№ 180 (б); 181 (а, б); 182 (б); 183 (а); 186; 188.
VII. Творческие задания
1. Постройте график функции.
2. Постройте график уравнения.
3. Постройте график функции y(x). При каких значениях параметра а уравнение а = y(x) не имеет решений.
Ответы:
VIII. Подведение итогов урока