Поурочные разработки по Алгебре 9 класс к учебнику А. Г. Мордковича - 2011 год
Уравнения и системы уравнений - Итоговое повторение
Цель: рассмотреть основные типы уравнений и систем уравнений.
Ход уроков
I. Сообщение темы и цели уроков
II. Контроль усвоения материала (самостоятельная работа)
Вариант 1
1. Найдите область определения функции
2. Найдите область значений функции у = -3х2 + 6х - 5.
3. Постройте график функции у = 2х - 1 + |х - 2|.
Вариант 2
1. Найдите область определения функции
2. Найдите область значений функции у = -2x2 + 8х - 7.
3. Постройте график функции у = 2х + 2 + |х + 4|.
III. Повторение пройденного материала
Линейные уравнения ax + b = 0
Члены уравнения, зависящие от неизвестной х, группируют в одной части, числа - в другой, т. е. ах = -b. Далее возможен один из трех случаев.
а) Если а ≠ 0, то уравнение имеет единственный корень
б) Если а = 0 и b = 0, то уравнение имеет бесконечное множество решений х ∈ (-∞; +∞).
в) Если а = 0 и b ≠ 0, то уравнение корней не имеет.
Квадратные уравнения ах2 + bх + с = 0 (а ≠ 0)
При решении квадратных уравнений важнейшей характеристикой является дискриминант D = b2 - 4ас. Для D < 0 уравнение корней не имеет, при D = 0 имеет один корень при D > 0 – два различных корня Для корней х1 и х2 квадратного уравнения выполняются формулы Виета:
Уравнения высокой степени
Для решения уравнений высоких степеней используют два основных приема:
а) подбор корня уравнения среди делителей свободного члена и понижение степени уравнения;
б) использование замены переменной.
Рациональные уравнения
При решении таких уравнений прежде всего находят область допустимых значений (ОДЗ) неизвестной. Затем умножают члены уравнения на наименьший общий знаменатель дробей и получают целое уравнение. Решают уравнение и находят его корни. Исключают решения, не входящие в ОДЗ данного уравнения. Оставшиеся корни будут решениями исходного уравнения.
Иррациональные уравнения
Для решения подобных уравнений необходимо избавиться от знаков корня (радикалов). Для этого применяют два основных способа:
а) поочередное уединение радикалов и возведение частей уравнения в соответствующую степень;
б) использование новой переменной.
При решении иррациональных уравнений очень часто возникают посторонние корни. Поэтому все найденные решения необходимо проверить, например, подстановкой в исходное уравнение.
Системы линейных уравнений
Решение систем линейных уравнений трудностей не вызывает. При этом используются способ алгебраического сложения уравнений, способ подстановки, способ сравнения. Если в системе одно уравнение линейное, то из него можно выразить одну переменную через другую и использовать способ подстановки.
Системы нелинейных уравнений
В случае системы нелинейных уравнений необходимо получить одно линейное уравнение. Наиболее типичны системы симметричных уравнений и системы однородных уравнений.
В симметричной системе уравнения не меняются при замене переменных друг на друга Для их решения используются новые переменные а = х + у и b = xу.
Системы уравнений, у которых левая часть одного из уравнений является однородным многочленом, а правая часть равна нулю или у которых левые части двух уравнений являются однородными многочленами, а правые части равны некоторым числам, называются однородными системами уравнений. При решении таких систем из однородного уравнения находят связь между неизвестными.
IV. Задание на уроках
№ 1, 3, 8, 14, 18, 26, 32, 34, 38, 46, 50, 56, 62, 66, 70, 74, 76, 78, 82, 84, 86, 88.
V. Задание на дом
№ 2, 4, 9, 15, 19, 27, 33, 35, 40, 47, 51, 57, 63, 67, 71, 75, 77, 79, 83, 85, 87, 89.
VI. Подведение итогов уроков