Поурочные разработки по Математике 5 класс к УМК Н.Я. Виленкина
Умножение натуральных чисел и его свойства - Урок 4 - УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ - НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА
Основная дидактическая цель урока: учить читать и записывать выражения, содержащие действие умножения; совершенствовать вычислительные навыки учащихся; познакомить с приемом умножения двузначного числа на 11.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Определение темы урока
На доске (слайде):
56 ∙ 24
56 ∙ 49
13 ∙ 24
13 ∙ 11
74 ∙ 49
7 ∙ 11
— Рассмотрите выражения.
— Чем они похожи?
— Чем же мы будем заниматься сегодня на уроке?
— Придумайте задания с этими выражениями. (Прочитать выражения разными способами. Придумать задачи к данным выражениям. Не вычисляя расположить в порядке возрастания.)
— Значение какого выражения найти легко?
III. Устный счет
1. Сегодня я научу вас умножать двузначное число на 11.
— Кто может объяснить по схеме, как умножить двузначное число на 11? (При умножении двузначного числа на 11 получается трехзначное число. Между цифрами, образующими двузначное число, помещаем цифру, которая обозначает сумму двух крайних цифр.)
Случай с переходом через разряд.
Вычислите.
45 ∙ 11 =
23 ∙ 11 =
26 ∙ 11 =
72 ∙ 11 =
34 ∙ 11 =
81 ∙ 11 =
2. Решите задачу.
Саша, Петя и Коля собираются сесть в трехместную байдарку и думают, кому из них сесть спереди, кому посередине, а кому на корме. Сколькими способами мальчики могут расположиться в байдарке?
— Какая это задача?
— Сколько же вариантов существует? (3 ∙ 2 ∙ 1 = 6.)
IV. Работа по теме урока
1. С. 70, № 424 (устно).
2. С. 70, № 425.
Проверка
m ∙ n
3(а + b)
6х + 8y
(а - b)с
— Прочитайте полученные выражения другим способом.
3. С. 70, № 426.
4. На доске (слайде):
677 ∙ 230 = 155 710
1255 ∙ 700 = 878 500
348 ∙ 450 = 156 600
986 ∙ 3400 = 3 352 400
2331 ∙ 5600 = 13 053 600
189 ∙ 190 = 35 910
233 ∙ 320 = 74 560
560 ∙ 380 = 212 800
760 ∙ 6400 = 4 864 000
1770 ∙ 230 = 407 100
— Посмотрите на выражения. Чем они похожи?
(Следует напомнить учащимся правила записи этих чисел для выполнения умножения в столбик.)
Например:
(Полезно спросить у учащихся перед выполнением вычислений, сколько нулей будет в каждом произведении. Обратить внимание на третий и четвертый примеры, в которых произведение будет оканчиваться двумя и тремя нулями соответственно.)
— Найдите значения данных выражений.
(Проверка результатов вычислений.)
V. Работа над задачей
С. 69, № 418.
— Сколько рам делает в день столяр?
— Сколько рам делает его помощник?
— Сколько рам они делают в день вместе?
— Сможем ли узнать, сколько рам они сделают вместе за два дня, четыре, семь?
— Составьте план решения задачи.
— Решите задачу.
1) 18 + 13 = 31 (рам) — делают столяр и его помощник в день.
2) 31 ∙ 2 = 62 (рамы) — делают столяр и его помощник за два дня.
3) 31 ∙ 4 = 124 (рамы) — делают столяр и его помощник за четыре дня.
4) 31 ∙ 7 = 217 (рам) — делают столяр и его помощник за семь дней.
5) 217 - 62 = 155 (рам) — останется сделать после двух дней работы.
6) 217 - 124 = 93 (рамы) — останется сделать после четырех дней работы.
7) 217 - 217 = 0 (рам) — останется сделать после семи дней работы.
VI. Работа над комбинаторной задачей
С. 71, №441.
— Прочитайте задачу.
— Что вы можете о ней сказать?
— Назовите все нечетные цифры. (7, 3, 5, 7, 9.)
— Какое дополнительное условие есть в задаче?
— Сколько способов выбора первой цифры существует? (5.)
— Сколько вариантов выбора второй цифры? (4.)
— Третьей? (3.) Четвертой? (2.)
— Сколько чисел можно составить? (5 ∙ 4 ∙ 3 ∙ 2 = 120.)
(Полезно проиллюстрировать задачу. Данная иллюстрация показывает, как иначе объяснить решение этой задачи.)
— Сколько чисел с единицей на первом месте и с тройкой на втором можно составить? (6.)
— Сколько всего чисел можно записать с единицей на первом месте? (6 ∙ 4 = 24 или 4 ∙ 3 ∙ 2 = 24.)
— Сколько чисел можно составить с 3, 5, 7, 9 на первом месте? (По 24.)
— Сколько всего чисел? (24 ∙ 5 = 120.)
VII. Повторение изученного материала
С. 72, № 446 (устно).
(Обратить внимание на уравнение, корнем которого является любое число.)
VIII. Рефлексия
— Что вас удивило сегодня на уроке?
— Как умножить двузначное число на 11?
Домашнее задание
С. 73, № 456, 460, 461 (а).