Числовые и буквенные выражения - СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ - НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА

Поурочные разработки по Математике 5 класс к УМК Н.Я. Виленкина

Числовые и буквенные выражения - СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ - НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА

Основная дидактическая цель урока: дать понятие буквенного выражения; учить записывать и читать буквенные выражения.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Устный счет

На доске:

1) 500 - 328 =

2) 423 + 187 + 77 =

3) 623 - 378 - 123 =

4) 23 + 87 + 77 + 13 =

5) 437 - 38 =

6) 322 - 123 =

7) 233 - (133 + 65) =

8) 711 - 612 =

9) 266 - 54 - 46 =

10) 56 + 77 =

Непростое это дело —

Очень быстро и умело

Треугольники считать.

Например, в фигуре этой

Сколько разных? Рассмотри.

Все внимательно исследуй

И по краю, и внутри.

— Сколько же различных треугольников вы нашли? (8.)

III. Определение темы урока

На доске:

45 + 16

19 - с

а + b

а + 34

61 - 13

— На какие две группы можно разделить эти выражения?

— Запишите в два столбика.

45 + 16      а + 34

61 - 13      19 - с

      а + b

— Что входит в состав выражений левого столбика? (Числа и знаки.)

— Подумайте, как их можно назвать. (Числовые.)

— Как назовем выражения правого столбика? (Буквенные.)

— Попробуйте определить тему урока.

IV. Работа по теме урока

— Прочитайте выражения второго столбика разными способами.

1. С. 48—49 (работа по статье учебника).

— Прочитайте статью учебника и приготовьтесь отвечать на вопросы.

2. С. 49, № 298.

— Какое действие связано со словами “сумма”, “разность”?

Проверка

7 + а      у + (а - 4)

х - 8      16 - (3 + р)

— Как называются полученные выражения?

— Прочитайте их разными способами.

3. С. 50, № 299 (работа в паре).

Проверка

(19 + 5) + (18 - 3)

(495 + 37) - (212 - 154)

(a + 3) + 11

(x + 8) - (b - 9)

45 - (a + x - 37)

67 + (b – у + 12)

— В каких выражениях можно вычислить значения?

— Найдите значения первого и второго выражения. (39, 474.)

— Прочитайте буквенные выражения всевозможными способами.

4. С. 50, № 300 и 301 (устная тренировка в чтении выражений).

5. С. 50, № 305 (а, б).

— Прочитайте задание.

— О чем говорится в задаче?

— В каком мешке больше зерна?

— Как найти, сколько зерна во втором мешке? (46 + 18.)

— Сколько зерна в первом мешке?

— Прочитайте выражение, которое обозначает количество зерна во втором мешке.

— Как записать выражение, которое будет обозначать, сколько зерна в двух мешках вместе? (46 + (46 + 18) = 46 + 64 = 110 (кг).)

— Прочитайте вторую задачу.

— Попробуйте записать выражение самостоятельно. (234 + (234 - 108) = 360 (м2).)

V. Повторение изученного материала

1. С. 51, № 316 (устно).

Проверка

82 + 18 = 100

29 + 71 = 100

50 + 50 = 100

35 + 65 = 100

64 + 36 = 100

15 + 25 = 100

2. С. 51, № 317.

Проверка

а) 54, 55, 56

б) 1000, 1001

VI. Работа над текстовой задачей

С. 52, № 327 (1) (работа в паре).

Проверка

Цена

Количество

Стоимость

?

42 д.

6300 руб.

? Во сколько раз?

16 д.

7200 руб.

1) 6300 : 42 = 150 (руб.) — цена детали первого вида.

2) 7200 : 16 = 450 (руб.) — цена детали второго вида.

3) 450 : 150 = 3 (раза) — во столько раз цена детали второго вида больше.

VII. Самостоятельная работа

С. 49, № 297 (самопроверка).

Проверка

(18 + 15) + (34 + 22) = 33 + 56 = 89

(36 + 27) - (34 - 15) = 63 - 19 = 44

36 : 12 + 12 ∙ 3 = 3 + 36 = 39

56 ∙ 3 – 132 : 11 = 168 - 12 = 156

(596 - 453) ∙ 2 = 143 ∙ 2 = 286

(218 + 237) : 7 = 455 : 7 = 65

VIII. Рефлексия

— Оцените свою работу на уроке, объясните.

— С какими выражениями мы сегодня познакомились?

— Какие выражения называются буквенными?

Домашнее задание

С. 53, № 328, 329.






Для любых предложений по сайту: [email protected]