Поурочные разработки по Математике 5 класс к УМК Н.Я. Виленкина
Измерение углов. Транспортир - Урок 2 - ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ВЫЧИСЛЕНИЙ И ИЗМЕРЕНИЙ - ДРОБНЫЕ ЧИСЛА
Основная дидактическая цель урока: учить измерять и строить углы; познакомить учащихся с биссектрисой угла; совершенствовать вычислительные навыки учащихся; продолжить работу над текстовыми задачами.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Устный счет
1. С. 254, № 1670.
2. Определите градусную меру угла, если он содержит:
1) 1/2 прямого угла;
2) 1/3 развернутого угла;
3) 5/6 прямого угла;
4) 3/5 прямого угла;
5) 0,1 прямого угла;
6) 0,2 развернутого угла.
3. Ученику надо построить три разных угла, расположив их в один ряд. Сколькими способами он может это сделать? (3! = 6.)
4. Рассмотрите рисунок, назовите все тупые углы, которые вы видите. Какие еще углы, кроме тупых, есть на чертеже?
III. Определение темы урока
Сегодня на уроке мы будем учиться строить и измерять углы.
IV. Работа по теме урока
1. С. 252, № 1657.
— Прочитайте задание.
— Расскажите, как вы будете выполнять построение.
(Можно выполнять это задание пошагово.)
— Как построить луч, который делит угол пополам?
— Выполните построение.
— Прочитайте, как называется этот луч.
— Дайте определение биссектрисы угла. (Биссектриса — это луч, исходящий из вершины угла, который делит угол пополам.)
(Определение учащиеся записывают в тетрадь.)
2. С. 252, № 1658.
3. С. 252, № 1659 (работа в паре).
— Проверьте свои вычисления с помощью транспортира.
4. С. 252, № 1660.
— Дайте характеристику каждого угла.
— Выполните построение этих углов.
— Постройте биссектрису угла В. Что такое биссектриса?
5. С. 252, № 1661.
V. Повторение изученного материала
1. С. 255, № 1678.
— Сколько дней продавали яблоки?
— Сколько яблок продали за три дня вместе?
— Сколько яблок продали в первый день?
— Сколько яблок продано во второй день?
— Что надо узнать в задаче?
(В ходе анализа данных составляется таблица с кратким условием задачи.)
Всего
1280 кг
100%
1-й день
?
25%
2-й день
?
45%
3-й день
?
?
— Что нужно знать для того, чтобы ответить на вопрос задачи?
— Можно ли узнать, сколько яблок продано в первый день?
— Можно ли узнать, сколько яблок было продано во второй день?
— Что теперь можем узнать?
— Составьте план решения задачи.
— Решите задачу.
1-й способ 25% = 0,25
1) 1280 ∙ 0,25 = 320 (кг) — продали в первый день.
45% = 0,45
2) 1280 ∙ 0,45 = 576 (кг) — продали во второй день.
3) 320 + 576 = 896 (кг) — продали за первый и второй день вместе.
4) 1280 — 896 = 384 (кг) — продали в третий день.
2-й способ
— Можно ли узнать, сколько процентов яблок продали в третий день?
— Расскажите, как.
— Что теперь можно вычислить?
— Решите задачу.
1) 25% + 45% = 70% — продали в первый и второй день вместе.
2) 100% — 70% = 30% — продали в третий день 30% = 0,3
3) 1280 ∙ 0,3 = 384 (кг) — продали яблок в третий день.
2. С. 254, № 1673 (работа в паре).
Проверка
5% = 0,05
11 : 0,05 = 220 (целое число).
15% = 0,15
220 ∙ 0,15 = 33 (15% числа).
20% = 0,2
220 ∙ 0,2 = 44 (20% числа).
35% = 0,35
220 ∙ 0,35 = 77 (35% числа).
50% = 0,5
220 ∙ 0,5 = 110 (50% числа).
100% = 1
220 ∙ 1 = 220 (100% числа).
VI. Самостоятельная работа
КИМы: проверочный тест 35 по теме “Инструменты для вычислений и измерений”.
VII. Рефлексия
— Можно ли по градусной мере определить вид угла? Приведите пример.
— Можно ли по виду угла предположить его градусную меру? Приведите пример.
Домашнее задание
1. С. 255, № 1687.
2. Построить углы 50°, 110°, 70° и провести в них биссектрису.