Среднее арифметическое - Урок 3 - УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ - ДРОБНЫЕ ЧИСЛА

Поурочные разработки по Математике 5 класс к УМК Н.Я. Виленкина

Среднее арифметическое - Урок 3 - УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ - ДРОБНЫЕ ЧИСЛА

Основная дидактическая цель урока: познакомить учащихся с понятием средней скорости; учить решать задачи, связанные с понятием средней скорости.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Устный счет

1. Вычислите.

На доске:

2. Решите задачу.

Женя, Дима, Максим и Алеша сыграли между собой по одной партии в шахматы. Сколько всего партий сыграно?

— К какому разделу математики относится эта задача?

— Сколько партий сыграно? (6.)

— Каждая стрелочка обозначает сыгранную партию.

III. Определение темы урока

На доске (на слайде):

Автомобиль в первый час двигался со скоростью 60 км/ч, во второй час — со скоростью 65 км/ч, а в третий час — со скоростью 70 км/ч.

— Прочитайте текст.

— Что вы заметили?

— Какой вопрос можно поставить? (Найдите среднюю скорость автомобиля.)

— Кто догадался, как найти среднюю скорость?

— Сформулируйте тему урока.

IV. Работа по теме урока

1. Решите задачу.

1) 60 + 65 + 70 = 195 (км) — все расстояние.

2) 195 : 3 = 65 (км/ч) — средняя скорость движения.

2. С. 227, № 1503.

— Как найти среднюю скорость движения?

— Из скольких отрезков состоит весь путь?

— Как найти каждый отрезок?

— Составьте план решения задачи.

— Решите задачу.

1) 90 ∙ 3,2 = 288 (км) — расстояние, пройденное за 3,2 ч.

2) 45 ∙ 1,5 = 67,5 (км) — расстояние, пройденное за 1,5 ч.

3) 30 ∙ 0,3 = 9 (км) — расстояние, пройденное за 0,3 ч.

4) 288 + 67,5 + 9 = 364,5 (км) — все расстояние.

5) 3,2 + 1,5 + 0,3 = 5 (ч) — время движения.

6) 364,5 : 5 = 72,9 (км/ч) — средняя скорость движения.

3. С. 227, № 1504.

— Как найти среднюю скорость?

— Расскажите, как найти весь путь.

— Сколько времени был в пути поезд?

— Составьте план решения задачи.

— Решите задачу.

1) 70 ∙ 4 = 280 (км) — протяженность первого участка пути.

2) 84 ∙ 3 = 252 (км) — протяженность второго участка пути.

3) 280 + 252 = 532 (км) — все расстояние.

4) 4 + 3 = 7 (ч) — время движения.

5) 532 : 7 = 16 (км/ч) — средняя скорость движения поезда.

V. Повторение изученного материала

С. 228, № 1512 (работа в паре).

Проверка

1) 29 + 41 + 28 + 22 + 27 + 33 = 180 (чел.) — всего.

2) 180 : 6 = 30 (чел.) — можно посадить в каждый автобус.

VI. Самостоятельная работа

Вариант 1

Поезд шел 2 ч со скоростью 80 км/ч и 3 ч со скоростью 90 км/ч. Найдите среднюю скорость поезда на всем протяжении движения.

1) 80 ∙ 2 = 160 (км) — расстояние, пройденное за 2 ч.

2) 90 ∙ 3 = 270 (км) — расстояние, пройденное за 3 ч.

3) 160 + 270 = 430 (км) — все расстояние.

4) 3 + 2 = 5 (ч) — время движения.

5) 430 : 5 = 86 (км/ч) — средняя скорость движения поезда.

Вариант 2

Турист шел 6 ч со скоростью 5 км/ч и 2 ч ехал на автомобиле со скоростью 45 км/ч. Найдите среднюю скорость движения туриста на всем пути.

1) 5 ∙ 6 = 30 (км) — расстояние, пройденное за 6 ч.

2) 45 ∙ 2 = 90 (км) — расстояние, пройденное за 2 ч.

3) 30 + 90 = 120 (км) — весь путь туриста.

4) 6 + 2 = 8 (ч) — время движения.

5) 120 : 8 = 15 (км/ч) — средняя скорость движения туриста.

VII. Рефлексия

— Верны ли высказывания? Объясните почему.

1. Среднее арифметическое всегда больше меньшего из чисел.

2. Среднее арифметическое всегда меньше меньшего из чисел.

3. Среднее арифметическое всегда больше большего из чисел.

Домашнее задание

С. 230, № 1526, 1534 (b).






Для любых предложений по сайту: [email protected]