Вычитание вида 10 – [ ] - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016

Вычитание вида 10 – [ ] - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Цели: учить выполнять вычисления вида 10 – [ ]; развивать умение решать задачи изученных видов; готовить к знакомству с составными задачами.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять вычисления вида 10 – [ ], используя взаимосвязь сложения и вычитания и знание состава чисел; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи изученных видов; дополнять условие задачи недостающими данными; моделировать задачу с помощью схематических рисунков; измерять и сравнивать отрезки; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Устный счет

Игра “Молчанка”

(Учитель показывает пропуск, учащиеся — карточку с соответствующей цифрой.)

2. Логическая разминка

(Работа в группах по рядам.)

— В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложите три палочки так, чтобы стало 3 квадрата.

Ответ:

— В фигуре, состоящей из 5 квадратов, переложите три палочки так, чтобы стало 4 квадрата.

Ответ:

— К фигуре, состоящей из 2 треугольников, добавьте одну палочку так, чтобы стало 3 треугольника.

Ответ:

3. Работа над задачами

— Дополните условия задач недостающими данными и решите их устно.

• У обезьянки было 9 бананов. Несколько она съела. Сколько бананов у нее осталось?

• В нашем доме 5 этажей. Сколько этажей в нашем доме и в соседнем?

• В коробке на 3 конфеты меньше, чем в вазе. Сколько конфет в коробке?

III. Самоопределение к деятельности

— Рассмотрите внимательно геометрические фигуры, которые находятся перед вами на наборном полотне.

— По каким признакам их можно распределить на две группы? (По цвету: синие и красные.)

— Подберите к этому способу распределения геометрических фигур три равенства и объясните, как они составлены. (1 + 7 = 8, 8 - 1 = 7, 8 – 7 = 1.)

— Как еще можно распределить эти фигуры? (По размеру: маленькие и большие.)

— Подберите три равенства к этому способу и объясните, как они составлены. (2 + 6 = 8, 8 - 6 = 2, 8 - 2 = 6.)

— Можно ли еще как-то распределить эти фигуры на две группы? (По форме: треугольники и квадраты.)

— Составьте три равенства к этому способу распределения и объясните их. (3 + 5 = 8, 8 - 5 = 3, 8 - 3 = 5.)

— Какое правило вам помогло составить равенства и выполнить вычисления? (Если из суммы вычесть одно слагаемое, получится другое слагаемое.)

— Сегодня это правило поможет нам разобраться в новом вычислительном приеме. Откройте учебник на с. 34 и прочитайте задачи урока.

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Посмотрите на верхние рисунки. Дети делали на уроке труда красивые закладки для книг.

— Сколько геометрических фигур должно быть наклеено на каждой закладке? (10.)

— Сколько кругов уже наклеено на верхнюю закладку? (8.)

— Сколько кругов еще осталось наклеить? (2)

— Значит, 10 — это 8 и сколько? (10 — это 8 и 2.)

— Сколько получится, если из 10 вычесть 8? (2)

— Сколько квадратов уже наклеено на следующую закладку? (7.)

— Сколько квадратов еще осталось наклеить? (3.)

— Значит, 10 — это 7 и сколько? (10 — это 7 и 3.)

— Сколько получится, если из 10 вычесть 7? (3.)

(По аналогии разбираются остальные случаи.)

— Рассмотрите равенства под рисунками. Какое правило нам поможет узнать, какие числа должны быть записаны в окошках?

Примеры на вычитание из 10 необходимо запомнить. В этом нам помогут задания, которые мы будем выполнять на этом и на следующих уроках.

V. Физкультминутка

— Эй, кузнец-молодец,

Захромал мой жеребец!

Ты подкуй его опять.

— Отчего ж не подковать.

Вот гвоздь, вот подкова.

Раз, два - и готово.

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

№ 1 (с. 34).

(Первый и второй столбики решаются коллективно с комментированием, третий и четвертый — самостоятельно. Самопроверка.)

— Прочитайте примеры в порядке возрастания ответов.

№ 2 (с. 34).

— Прочитайте задачу.

(На доске четыре схемы.)

— Выберите схему, которая подходит к задаче. Объясните почему. (Подходит третья схема, потому что в условии говорится, что в соседнем доме на 3этажа больше.)

— Запишите решение задачи самостоятельно.

(Фронтальная проверка. Дополнительное задание для сильных учащихся: изменить вопрос задачи так, чтобы получилась цепочка из двух задач.)

№ 3 (с. 34).

(Коллективное устное выполнение в соответствии с инструкциями учебника.)

2. Работа в тетради с печатной основой

№ 1, 4 (с. 20).

VII. Рефлексия

(“Проверь себя” (учебник, с. 34).)

— Запишите в тетради только ответы.

(Самопроверка. Один ученик называет ответ. Если правильно, учащиеся один раз хлопают в ладоши, если нет — молчат.)

*№ 5 (с. 34).

(Самостоятельное выполнение.)

— Кому было трудно считать? Какие задачи надо поставить перед собой на следующие уроки, чтобы считать быстро и без ошибок?

— Какое задание вам показалось самым интересным?

— Оцените свои знания с помощью “Светофора”.

VIII. Подведение итогов урока

— С каким вычислительным приемом мы сегодня познакомились на уроке?

— Какими способами можно выполнить вычитание из числа 10?






Для любых предложений по сайту: [email protected]