Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016
Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
Цели: познакомить с компонентами вычитания; развивать вычислительные навыки.
Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи изученных видов; объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи; планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; использовать речь для регуляции своего действия; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Задачи в стихах
(Учитель читает задачу. Учащиеся показывают карточку со знаком действия, которым решается задача. Решение называют устно.)
Привела гусыня-мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята как клубочки.
Три сынка, а сколько дочек? (6 — 3 = 3.)
На кустике перед забором
Шесть ярко-красных помидоров.
Но вдруг четыре оторвались.
А сколько на кусте осталось? (6 — 4 = 2.)
Красиво вышила Татьяна
Две лилии и два тюльпана,
Три яблока и груши.
Какие чудные цветы!
А сколько их — скажи-ка ты. (2 + 2 = 4.)
2. Устный счет
Игра “Гол — мимо”
(Играют две команды по пять человек. Нужно соединить ответ в воротах соперника с выражением, записанным на мяче. Мел игроки передают по очереди друг другу. Остальные учащиеся — судьи. Они поднимают красную карточку, если игрок ошибся, а зеленую — если ответил правильно. Выигрывает команда, которая быстрее соединит примеры с ответами.)
III. Самоопределение к деятельности
— На какие две группы можно разделить примеры, записанные на мячах? (Примеры на сложение и на вычитание.)
— Сколько примеров на сложение?
— Прочитайте пример вместе с ответом, называя числа терминами “слагаемое” и “сумма”.
— Сколько примеров на вычитание?
— Можно ли их прочитать, используя эти термины?
Сегодня на уроке мы узнаем, как называются числа при вычитании.
IV. Работа по теме урока
1. Практическая работа
(Учитель вывешивает на доску рисунок, на котором нарисована ветка. На ней 3 листочка, а оторвались 2 листочка. Всего на рисунке 5 листьев.)
— Сколько листьев было на ветке сначала? (5.)
(Учитель выкладывает на полотно цифру 5.)
— Сколько листьев оторвалось? (2)
(Учитель выкладывает цифру 2.)
— Какой знак поставим в выражении? (Минус.)
— Сколько листьев осталось? (3.)
— Прочитайте первое равенство, которое получилось, используя термин “уменьшить на...”. (5уменьшили на 2, получилось 3.)
— Какое число мы уменьшали? (5.)
Оно называется уменьшаемым.
— Какое число мы вычитали? (2)
Оно называется вычитаемым.
— Что в результате получилось? (3.)
Результат вычитания называется разностью.
— Прочитайте равенство, используя термины “уменьшаемое”, “вычитаемое”, “разность”.
(Учитель вывешивает на доску плакат с названиями компонентов и результата вычитания.)
2. Работа по учебнику
— Откройте учебник на с. 29. Составьте по рисунку задачу. (На ветке сидели 5 птичек. Улетели 2 птички. Сколько птичек осталось?)
— Рассмотрите схему под рисунком. Какой геометрической фигурой изобразили каждую птичку? (Кругом.)
— Почему 2 круга зачеркнули?
— Прочитайте решение задачи. Как называются числа 5, 2, 3?
— Как называется выражение 5 — 2?
— Прочитайте предложение под схемой.
V. Физкультминутка
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
(Ходьба на месте.)
Крылья пестрые мелькают:
В поле бабочки летают.
(Взмахи руками.)
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружились.
(Взмахи руками, покружиться.)
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
№ 1 (с. 29).
— Прочитайте задание. Запишите разность. Вычислите.
№ 2 (с. 29).
(Задачу читает учитель.)
— Назовите решение задачи. (6 — 4 = 2 (яб.).)
(Один ученик записывает решение на доске.)
— Как называются числа 6, 4, 2?
— Как называется выражение 6 — 4?
— Прочитайте равенство, используя термины “уменьшаемое”, “вычитаемое”, “разность” разными способами. (Уменьшаемое 6, вычитаемое 4, разность 2. Разность чисел 6и 4равна 2.)
№ 3 (с. 29).
— Решите задачу.
— Прочитайте решение, используя названия чисел. (Используя ответ этой задачи, учащиеся дополняют условие, придумывают вопрос и решают вторую задачу. Проверка. Чтение решений с использованием названий чисел.)
№ 4 (с. 29).
— Прочитайте задание. Выполните.
— Какой пример нужно записать в первый столбик? (6 + 1 — 5.)
— Какой пример запишете во второй столбик? (6 — 0 + 4.)
— В третий столбик? (5 + 5 — 4.)
(Дополнительно можно предложить задание на полях.)
2. Работа в тетради с печатной основой
№ 1-4 (с. 16).
VII. Рефлексия
(“Проверь себя” (учебник, с. 29).)
— Запишите ответы в строчку: вариант 1 — уменьшить на 2, вариант 2 — увеличить на 1.
(Два ученика выполняют задание на откидной доске, остальные — в тетрадях. Взаимопроверка. Учащиеся, работавшие у доски, открывают решение, остальные меняются тетрадями, проверяют работы по образцу на доске, ошибки исправляют карандашом.)
— Кто понял новую тему?
— Какое чувство вы испытали, когда разобрались в новом материале?
— Оцените свои знания с помощью “Светофора”.
VIII. Подведение итогов урока
— Какое математическое открытие мы сегодня сделали на уроке?
— Почему первое число при вычитании называется уменьшаемым?
— Почему второе число называется вычитаемым?