Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016
Решение задач - Урок 5 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
Цели: закреплять умения решать задачи, выполнять вычисления, используя взаимосвязь между сложением и вычитанием; повторить состав чисел.
Планируемые результаты: учащиеся научатся решать задачи, раскрывающие смысл действий сложения и вычитания; объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи; различать и называть прямую линию, кривую, отрезок, луч, ломаную, многоугольники; достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнеру; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Устный счет
Игра “Составь поезд”
(На доске примеры, вписанные в вагоны. Ответ примера — номер вагона. Учащиеся решают примеры и ставят вагоны по порядку.)
2. Геометрический материал
(Учитель показывает чертеж и читает утверждение. Если учащиеся согласны с утверждением, они показывают зеленый сигнал “Светофора”, если нет — красный.)
Это прямая линия, так как она не имеет начала и конца.
Здесь изображены только ломаные линии.
У этой ломаной четыре звена.
Замкнутая ломаная линия — это многоугольник.
Эта фигура — ломаная линия.
3. Работа над задачами
(Учитель читает задачу. Учащиеся показывают карточку со знаком действия, которым она решается.)
• В букете 7 гвоздик и 2 розы. На сколько роз в букете меньше, чем гвоздик? (—)
• Таня раскрасила 5 картинок, а Ира — на 2 картинки меньше. Сколько картинок раскрасила Ира? (—)
• В вазе 6 карамелек и 4 ириски. На сколько карамелек больше, чем ирисок? (—)
• В конструкторе “Лего” 4 зеленых детали и 5 красных. Сколько всего деталей в конструкторе “Лего”? (+)
• На диске 7 фильмов. Папа уже просмотрел 4 фильма. Сколько фильмов осталось просмотреть папе? (—)
• На полке 6 машинок, а мячей на 3 меньше. Сколько мячей на полке? (—)
• У Оли 6 кукол Барби и 4 куклы Братц. Сколько всего кукол у Оли? (+)
III. Самоопределение к деятельности
— Какие виды задач мы сейчас повторили?
— Придумайте задачу, в которой надо увеличить второе число на несколько единиц.
— Придумайте задачу, в которой спрашивается, на сколько больше или меньше.
— Какие слова могут содержаться в задаче на нахождение суммы?
— Какие слова могут содержаться в задаче на нахождение остатка, второго числа?
— Что поможет в выборе действия при решении задачи?
— Сегодня на уроке закрепим умение решать задачи изученных видов. Откройте учебник на с. 28. Прочитайте задачи урока.
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
№ 1 (с. 28).
— Прочитайте задачи. Какая задача относится к первому рисунку, а какая ко второму?
— Какие ключевые слова вы видите в первой задаче? Каким действием она решается? (Сложением.)
— Запишите решение. (7 + 3 = 10 (к.).)
— Где лежали кубики? О чем говорят слова “из них”? Каким действием решается эта задача? (Вычитанием.)
— Запишите решение. (8 — 5 = 3 (к.).)
№ 3, 4 (с. 28).
— Прочитайте задачи. Решите устно.
— Что означают слова “старше”, “моложе”?
— Каким действием решали задачи? (Первую — сложением, вторую — вычитанием.)
— Почему?
№ 6 (с. 28).
(Работа в парах. Один ученик составляет задачу на сложение, другой решает ее и составляет задачу на вычитание, которую решает первый ученик.)
— Правильно ли ответил ваш сосед? Оцените его:
• молодец, ты решил правильно;
• хорошо, почти все правильно, но еще немного ошибаешься;
• тебе нужна помощь учителя.
V. Физкультминутка
Очень трудно так стоять —
Ножку на пол не спускать.
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
№ 5 (с. 28).
(Устное выполнение.)
— Посмотрите на первый столбик примеров. Отгадайте, какой пример решал Знайка, если его пример с наименьшим ответом.
— Какой пример решал Незнайка, если его пример с наибольшим ответом. Какой пример остался? Решите его.
(Аналогично решаются примеры второго и третьего столбиков.)
*№ 7 (с. 15).
(Самостоятельное выполнение. Можно также предложить задание на полях.)
2. Работа в тетради с печатной основой
№ 1-3 (с. 15).
VII. Рефлексия
(“Проверь себя” (учебник, с. 28). Самостоятельное выполнение. Проверка в парах. Учащиеся меняются тетрадями, проверяют работы, ошибки исправляют карандашом.)
— Кто понял тему?
— Какие задачи вызвали затруднения?
— Оцените свою работу на уроке с помощью “Светофора”.
VIII. Подведение итогов урока
— Какие умения мы совершенствовали на уроке?
— Как вы поняли, что важно учитывать при выборе действия в задаче?