Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016
Закрепление изученного. Решение задач - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
Цели: закреплять знание таблицы сложения; формировать умение решать задачи; проверить умение пользоваться изученными приемами сложения и вычитания; повторить состав чисел в пределах 10.
Планируемые результаты: учащиеся научатся наблюдать и объяснять, как связаны между собой две простые задачи, представленные в одной цепочке; дополнять условие задачи недостающим данным; выполнять задания творческого и поискового характера; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Устный счет
Игра “Мельница”
(На концы крыльев мельницы нужно поставить числа так, чтобы в сумме они давали число 10. Учитель называет первое слагаемое, учащиеся показывают второе слагаемое с помощью карточек с цифрами.)
2. Задачи в стихах
— Назовите решения задач и ответы.
Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок-сосед.
На пенек зайчата сели
И по пять морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок? (5 + 5 = 10.)
К серой цапле на урок
Прилетели семь сорок.
А из них лишь три сороки
Приготовили уроки.
Сколько лодырей-сорок
Прилетело на урок? (7 — 3 = 4.)
Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели:
Пять румяных, налитых,
Три с кислинкой.
Сколько их? (5 + 3 = 8.)
Сидят рыбаки,
Стерегут поплавки.
Рыбак Корней
Поймал трех окуней.
Рыбак Евсей –
Четырех карасей.
Сколько рыб из реки
Натаскали рыбаки? (3 + 4 = 7.)
Задали детям в школе урок:
Прыгают в поле десять сорок.
Восемь взлетели, сели на ели.
Сколько осталось в поле сорок? (10 — 8 = 2.)
3. Логическая разминка
— Решите задачи. Ответы обоснуйте.
• На розовом кусте утром было 8 бутонов. К середине дня все бутоны распустились и стали красивыми розами. Сколько бутонов на кусте остались нераскрытыми? (Таких бутонов не осталось, потому что по условию все бутоны распустились.)
• В пакете 4 баклажана, а в корзине два раза по столько же баклажанов. Сколько баклажанов в корзине? (Два раза по столько же — это 4 и 4, значит, в корзине 8баклажанов.)
• По дороге идут 5 детей. За каждым мальчиком, кроме последнего, идет девочка. Сколько девочек идет по дороге? (За последним мальчиком не идет девочка. Значит, девочек две. Идут так: мальчик, девочка, мальчик девочка, мальчик.)
III. Самоопределение к деятельности
— Чем отличаются веселые задачи и задачи для логической разминки?
— Какие задачи было легко решать?
— А какие задачи заставляли задуматься, рассуждать?
— Прочитайте задачи урока на с. 19 учебника.
— Какие качества вам сегодня надо проявить, чтобы справиться с трудностями? (Упорство, внимательность, смекалку, терпение.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
№ 1 (с. 19).
— Прочитайте задачу. О чем она? (О голубях.)
— Сколько голубей было сначала? (3.)
— Сколько голубей прилетело? (2.)
— Сколько голубей улетело? (1.)
— Прочитайте задачу еще раз. Каким действием мы найдем, сколько стало голубей после того, как 2 голубя прилетели? (Сложением.)
— А после того, как 1 голубь улетел? (Вычитанием.)
— Запишем решение задачи сначала отдельно по вопросам:
1) 3 + 2 = 5 (г.);
2) 5 - 1 = 4 (г.).
— Запишем решение задачи цепочкой: 3 + 2 — 1 = 4 (г.).
№ 2 (с. 19).
— Прочитайте задачу. О чем она? (О покупках и деньгах.)
— Сколько в ней частей? Две.)
— Прочитайте первую часть. Решите ее. (5 + 2 = 7 (руб.).)
— Прочитайте вторую часть. Какое число надо поставить в окошко? (7.)
— Решите вторую часть. (7 — 3 = 4 (руб.).)
— Запишите решение задачи одной цепочкой. (5 + 2 — 3 = 4 (руб.).)
— Сделайте вывод о том, как решать сложные задачи. (Читать несколько раз, решать по частям, а потом проверять, чтобы не сделать ошибку.)
V. Физкультминутка
Подтянитесь на носочках столько раз,
Ровно столько, сколько пальцев на руке у вас.
Раз, два, три, четыре, пять — топаем ногами.
Раз, два, три, четыре, пять — хлопаем руками.
VI. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
№ 3 (с. 19).
(Учащиеся по цепочке показывают карточки с числами и знаками + и —.)
№ 4 (с. 19).
(Устное выполнение. Учащиеся проговаривают: 9 — это 3 и 6, 8 без 6 — это 2 и т. д.)
№ 5 (с. 19).
(Работа в группах. Проверка. К доске выходит представитель группы, который первым нашел решение.)
Ответ:
VII. Рефлексия
(“Проверь себя” (учебник, с. 19). На решение примеров отводится 2 мин. Нужно записать только ответы — по два в столбик. После свистка нужно закончить решение.)
— Кто успел решить все примеры? Кто решил семь или шесть примеров?
(Три ученика, решивших наибольшее количество примеров, выходят к доске и называют ответы. Если правильно, учащиеся один раз хлопают в ладоши, если нет — молчат.)
— Оцените свои знания с помощью “Светофора”.
VIII. Подведение итогов урока
— Чем интересен был сегодняшний урок?
— Кто смог найти решение сложных задач?
— Какие правила надо выполнять при решении таких задач?
— Все ли вам было понятно?
— Какое задание вам показалось особенно трудным?
— О каком задании вы расскажете дома?