Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016
Сложение и вычитание чисел первого десятка. Состав чисел 7, 8, 9 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
Цели: закреплять знание состава чисел, изученные приемы сложения и вычитания; формировать умение решать задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять арифметические действия с опорой на знание состава чисел; решать задачи изученных видов; прогнозировать результат при решении примеров; сотрудничать со сверстниками; оценивать и корректировать свои действия.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
— Отгадайте загадку.
Красавица какая
Стоит, светло сверкая!
Как пышно убрана!
Скажите: кто она? (Новогодняя елка.)
— Сегодня мы начинаем работу по второй части учебника математики. Откройте его на с. 3. Проверьте, правильно ли вы отгадали загадку. (Правильно, в учебнике нарисована елка.)
(Учитель вывешивает на доску плакате елкой без украшений.) Давайте мы тоже украсим елку. После выполнения каждого задания вы будете выходить к доске и вешать на елку свою игрушку.
— Каким числом украшена верхушка елки? (7.)
— Какие числа на карточках перевернуты? (6, 5, 4.)
— Как вы догадались? (Это состав числа 7: 6 + 1, 2 + 5, 4 + 3.)
— Как вы поняли, чему мы будем учиться, занимаясь по второй части учебника? (Будем продолжать изучать состав чисел.)
— Послушайте, чему еще мы будем учиться.
(Учитель читает текст под иллюстрацией.)
— Кого из ребят мы попросим повесить первую игрушку? (Учащиеся выбирают своего одноклассника и аргументируют выбор, оценивая работу друг друга.)
— Посмотрите на условные обозначения на с. 2 и вспомните, о чем они говорят.
(Работа в парах. Один ученик называет и показывает условное обозначение, второй рассказывает, что оно обозначает.)
III. Самоопределение к деятельности
(Можно использовать КИМы (математический диктант № 1, с. 46). Взаимопроверка. Решение записано на откидной доске.)
— Что вы повторили при выполнении этой работы? (Состав чисел, сложение и вычитание, как увеличить и уменьшить число на несколько единиц.)
Эти знания и умения понадобятся нам в течение урока.
— Кого из ребят мы сейчас попросим украсить елку? Почему?
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Посмотрите на рисунок на полях на с. 4. Давайте украсим нашу елочку гирляндой из бус. Каким кусочком мы продолжим бусы в центре? (Первым.)
— Почему? Какую закономерность вы увидели? (3маленькие оранжевые бусинки, 2 большие синие бусинки. Чтобы продолжить, сохранив закономерность, надо к одной оранжевой бусинке добавить еще 2, а потом нужны 2 синие большие бусинки.)
— Кого из ребят мы сейчас попросим повесить бусы на елку? Почему?
№ 1 (с, 4).
— Прочитайте условие задачи.
— Прочитайте вопрос.
— На сколько больше стало шаров на елке? (На 3.)
— Значит, сколько шаров повесил Коля? (3.)
— Запишите решение задачи.
— Проверьте себя. Кто прочитает нам решение? (5 + 3 = 8 (ш.).)
— Поднимите руку те, кто верно записал решение.
— Напишите ответ задачи.
№ 2 (с. 4).
— Прочитайте условие задачи.
— Когда Маша съела мандарин, их стало больше или меньше? (Меньше.)
— Прочитайте вопрос.
— Назовите решение задачи. (4 — 1 = 3 (м.).)
— Почему надо вычесть 1? (Число мандаринов уменьшилось.)
— Измените условие задачи так, чтобы в ответе получилось 5 мандаринов. (Маша положила в подарок еще 1 мандарин.)
— Какое решение будет у этой задачи? (4 + 1 = 3 (м.).)
— Почему надо прибавить 1? (Число мандаринов увеличилось.)
— Кого из ребят мы сейчас попросим повесить игрушку на елку? Почему?
№ 3 (с. 4).
— Посмотрите на иллюстрацию. О чем будет следующая задача? (О детях.)
— Прочитайте условие задачи.
— Что значит “столько же”? (Девочек тоже было 5.)
— Назовите решение задачи. (5 + 5 = 10 (р.).)
— Кому из ребят мы поручим украсить елку игрушкой?
V. Физкультминутка
Есть одна игра для вас:
Я начну стихи сейчас,
Я начну, а вы кончайте,
Хором, дружно отвечайте.
На дворе снежок идет,
Скоро праздник... (Новый год).
Мягко светятся иголки,
Хвойный дух идет от... (елки).
Ветви слабо шелестят,
Бусы яркие... (блестят).
Длинноус и краснонос
Под ветвями... (Дед Мороз).
И верхушку украшая,
Там сияет, как всегда,
Очень яркая, большая
Пятикрылая... (звезда).
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику
№ 4 (с. 5).
— Рассмотрите выражения. На какие группы их можно разделить? (Примеры на сложение и вычитание, по составу числа, по первому числу в выражении.)
(Учащиеся могут предложить другие варианты.)
— Почему в каждом столбике ответ в одном примере будет больше, чем в другом? (Если прибавить число большее на 1, то ответ тоже увеличится на 1. Если вычесть число меньшее на 1, то ответ будет больше на 1.)
— Запишите выражения в тетрадь и найдите ответы, пользуясь числовой линейкой. При решении каждого следующего примера в столбике используйте сделанные нами выводы.
— Кому мы поручим украсить елку игрушкой?
*№ 6, 7 (с. 5).
(Самостоятельное выполнение. За правильное выполнение каждый ученик получает право повесить игрушку на елку.)
№ 5 (с. 5).
— Рассмотрите фигуры на полях. Что в них есть общего? (Они состоят из отрезков.)
— Назовите фигуры. (Отрезок, ломаная линия, треугольник.)
— Какую фигуру можно назвать лишней? (Отрезок, так как он состоит из одного звена. Треугольник, так как это замкнутая фигура.)
— Чей ответ заслуживает награды — права украсить елку игрушкой?
— Начертите фигуры в тетради.
2. Работа в тетрадях с печатной основой
№ 1, 2 (с. 3).
VII. Рефлексия
(“Проверь себя” (учебник, с. 5). Работа в парах. Учащиеся кладут на окошки карточки с цифрами. Затем говорят ответы и объясняют их. Например: в пустую клетку нужно вставить число 3, потому что 9 — это 3 плюс 6.)
Посмотрите, какая нарядная новогодняя елка у нас получилась!
— Кто доволен своей работой на уроке?
— Оцените свою работу на уроке с помощью “Светофора”.
VIII. Подведение итогов урока
— Что мы повторили на уроке?
— Какое задание вам было интересно выполнять?
— Все ли вам было понятно?
* Здесь и далее - дополнительные задания, которые предлагаются для выполнения сильным учащимся, раньше других справившимся с предыдущим заданием.