Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016
Присчитывание и отсчитывание по 3 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
Цели: в ходе выполнения разнообразных заданий закреплять навыки прибавления и вычитания числа 3; закреплять умение анализировать и решать задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся пользоваться приемами прибавления и вычитания числа 3; анализировать и решать текстовые задачи; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре и оценивать товарища.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа
Игра “Засели домик”
(Пять учеников у доски вписывают числа в окошки. Проверка с помощью “Светофора”.)
2. Устный счет
— Сосчитайте:
• от 1 до 10 и обратно;
• от 1 до 20 и обратно;
• от 1 до 10 через один, начиная с единицы;
• от 1 до 10 через один, начиная с нуля;
• от 1 до 10 через два.
— Продолжите ряды чисел.
0, 3, ...
10, 7, ...
2, 4, ...
3. Фронтальная работа
— Какие числа пропущены?
— Какое число мы можем узнать сначала? (Идем по стрелке от 1: 1 + 3 = 4. Справа ставим 4.)
— Что дальше? (Идем по стрелке: 4 + 0 = 4.)
— Можем ли дальше идти по стрелке? (Нет. Стрелка ведет к числу 4, а не от него.)
— Что можете предложить? (Нужно найти число, прибавив к которому 3, мы получим 4. Это число 1.)
— Какое действие нужно поставить в кружке? (Было 1 и стало 1. Можно прибавить или вычесть 0.)
4. Практическая работа
— Возьмите 7 треугольников. Положите их так: 3 + 4.
— Покажите, как еще можно разложить 7 треугольников.
(Учащиеся перекладывают треугольники, предлагают варианты. Учитель записывает на доске: 3 + 4, 2 + 5, 6 + 1, 1 + 6, 4 + 3, 5 + 2.)
— Какой ответ во всех этих примерах? (7.)
— Почему ответ одинаковый? (Мы не убирали и не добавляли треугольники, а только их перекладывали.)
III. Работа по теме урока
Работа по учебнику
№ 1 (с. 112).
— Сколько синих бусин? (7.)
— По сколько будем прибавлять? (По 3.)
— Присчитывайте по 3. (К 1 прибавим 3, получится 4, к 4 прибавим 3, получится 7, к 7прибавим 3, получится 10.)
— Какие числа на числовом отрезке выделены розовым цветом? (Ответы при прибавлении к 1 по 3.)
— Отсчитайте от 10 по 3. (Из 10вычесть 3, получится 7, из 7 вычесть 3, получится 4, из 4 вычесть 3, получится 1.)
№ 2 (с. 112).
(Устное выполнение.)
— Посмотрите на примеры в первом столбике. Объясните связь между сложением и вычитанием. (5 + 3 = 8, значит, 8 — это 5 да еще 3.)
(По аналогии учащиеся объясняют оставшиеся примеры.)
№ 3 (с. 112).
— Прочитайте условие задачи.
— Какой вопрос можно поставить? (Сколько всего флажков сделал Ваня?)
— Составьте схематический рисунок к задаче, обозначив флажки красными и синими треугольниками.
— Каким действием будете решать задачу? (Сложением.)
— Какие слова подсказали выбор действия? (Сколько всего.)
— Запишите решение задачи. (6 + 3 = 9 (ф.).)
— Прочитайте ответ задачи. (Ваня сделал 9 флажков.)
№ 4 (с. 112).
— Прочитайте задачу.
— Прочитайте условие задачи.
— Прочитайте вопрос.
— Поднимите руку, кто понял задачу и может решить сам. (Если основная часть учащихся знают, как решать задачу, то они решают ее самостоятельно. Один ученик записывает решение и ответ на откидной доске, а учитель в это время помогает тем, кто сомневается в правильности своего решения. Если многие не могут справиться с решением самостоятельно, задача разбирается коллективно. Самооценка с помощью “Светофора”.)
IV. Физкультминутка
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
А потом прыг-скок
И еще разок.
А потом вприсядку,
А потом вприсядку,
А потом вприсядку,
И снова по порядку.
Побежим мы по дорожке —
Раз, два, три!
И похлопаем в ладошки —
Раз, два, три!
И покрутим головами —
Раз, два, три!
Все танцуйте вместе с нами —
Раз, два, три!
V. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
№ 5 (с. 112).
(Класс делится на группы по четыре человека. Каждый ученик получает листочек в клетку и одну из карточек: условие и вопрос, краткая запись, схематический рисунок, решение и ответ — и составляет ту часть задачи, которая ему досталась.)
— Оцените каждого в группе:
• молодец, не допустил ошибок;
• хорошо, справился с помощью других членов группы;
• подойди к учителю за помощью, было много ошибок.
№ 6 (с. 113).
(Аналогично предыдущему заданию. Учащиеся меняются карточками по кругу.)
— Оцените свою работу в группе с помощью “Светофора”.
№ 7 (с. 113).
(Учащиеся кладут карточки на окошки, затем хором называют состав чисел.)
№ 8 (с. 113).
(Устное выполнение с объяснением.)
№ 9 (с. 113).
— Самостоятельно измерьте отрезки.
— Назовите самый длинный отрезок. (Зеленый.)
— Чему равна его длина? (9 см.)
— Назовите самый короткий отрезок. (Нельзя назвать. Два других отрезка одинаковой длины.)
— Чему равна их длина? (7 см.)
№ 10 (с. 113).
— Сколько голубей на рисунке? (10.)
2. Работа в тетради с печатной основой
— Откройте тетрадь на с. 45.
(Самостоятельное выполнение первого задания. Проверка. Учащиеся хором называют состав чисел.)
— Что нужно сделать в следующем задании? (Раскрасить клоунов в соответствии с ответами, получившимися в примерах.)
— Вычислите ответы и раскрасьте клоунов самостоятельно. (Индивидуальная проверка.)
— Прочитайте следующее задание. Выполните.
— Сколько получилось четырехугольников? (3.)
VI. Рефлексия
(Выполнение заданий в тетради для проверочных работ (с. 24-25).)
— Оцените свою работу на уроке с помощью “Светофора”.
VII. Подведение итогов урока
— Прочитайте в учебнике, чему был посвящен наш урок.
— Кому бы вы сегодня сказали спасибо за помощь на уроке?