Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016
Таблицы сложения и вычитания с числом 3 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
Цели: на основе знаний о связи между целым и частями целого составить таблицы прибавления и вычитания числа 3; работать над их запоминанием.
Планируемые результаты: учащиеся научатся составлять таблицы сложения и вычитания с числом 3; решать примеры вида [ ] + 3 , [ ] - 3; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре и оценивать товарища.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа
(Три ученика у доски заполняют пропуски. Проверка с помощью “Светофора”.)
2. Устный счет
Игра “Веселый мяч”
(Учитель кидает мяч и говорит вопрос или задание. Отвечает тот, кто поймал мяч.)
• Сосчитай до 10 через один.
• Сосчитай до 10 через один, начиная с 2, 6, 4.
• Сосчитай до 10 через один в обратном порядке.
• Сосчитай до 10 через два.
— Покажите ответ с помощью карточек с цифрами.
• 5 —это 3 и...
• 6 —это 4 и...
• 7 — это 4 и...
• 8 —это 6 и...
• 8 — это 7 и...
• 4 —это 2 и...
• 2 — это 2 и...
• 10 —это 2 и...
— Запишите только ответы.
• Найдите сумму чисел 4 и 2. Из полученного результата вычтите 1. (5.)
• К 5 прибавьте 1. Увеличьте результат на 2. (8.)
• Из 9 вычтите 2. К полученному результату прибавьте 1. (8.)
• Уменьшите 5 на 1. Из полученного числа вычтите 2. (2.)
• 3 минус 2. К полученному числу прибавьте 1. (2.)
III. Самоопределение к деятельности
— Откройте учебник на с. 110. Прочитайте задание в начале урока.
— Кто понял, что мы сегодня будем делать?
Сегодня мы с вами будем составлять таблицы прибавления и вычитания числа 3. В этом нам поможет ряд чисел.
IV. Работа по теме урока
1. Составление таблиц
(На доске записан ряд чисел от 1 до 10.)
— Прибавьте к первому числу 3. Какой получится пример?
(1 + 3 = 4.)
(Учитель делает запись на доске, учащиеся иллюстрируют ее с помощью кругов.)
— Какой пример на вычитание можно составить по этому рисунку? (4 — 3= 1.)
(Учитель записывает пример во второй столбик.)
— Взгляните на ряд чисел. Какой следующий пример на сложение нужно записать? (2 + 3 = 5.)
(Учитель записывает пример, учащиеся иллюстрируют с помощью кругов.)
— Какой пример на вычитание составим по рисунку? (5 — 3 = 2.)
— Добавьте 1 красный круг, сколько кругов будет? (3.)
— Сколько синих кругов? (3.)
— Составьте пример на сложение. (3 + 3 = 6.)
— Какой пример на вычитание составим? (6 — 3 = 3.)
(Далее учащиеся составляют остальные записи, а учитель записывает их на доске. По окончании работы на доске должны получиться два столбика примеров.)
Эти таблицы нужно знать наизусть.
2. Работа по учебнику
— Откройте учебник на с. 110. Объясните, как составлены таблицы.
— Положите закладку так, чтобы была видна только верхняя строка таблицы. На рисунке вы видите 1 белую карточку и 3 карточки с точками. Сколько всего карточек? (4.)
— Сколько получится, если к 1 прибавить 3? (4.)
— Сколько получится, если из 4 вычесть 3? (7.)
— Откройте следующую строку. Прочитайте пример. Решите пример, используя рисунок. (2 + 3 = 5.)
— Сколько будет, если из 5 вычесть 3? (2.)
— Как вы думаете, какой пример следующий? (3 + 3 = 6.)
— Какой пример на вычитание можно составить? (6 — 3 = 3.) (Оставшиеся примеры учащиеся решают по цепочке, пользуясь рисунком и числовым рядом. После этого проводится работа, направленная на запоминание таблиц. Учитель стирает ответы в примерах, записанных на доске, показывает примеры вразброс, а учащиеся называют ответы.)
— Прибавьте 3.
(Учитель показывает числа от 0 до 7, учащиеся — карточки с ответами.)
— Вычтите 3.
(Аналогично предыдущему заданию.)
— Посмотрите на числовой ряд. Какие числа выделены синим цветом? (Числа, которые получаются, если к 1 присчитывать 3.)
№ 1 (с. 110).
— Поставьте карточки в пустые клетки.
— Назовите состав чисел. (7 — это 4 и 3, 8 — это 6и 2, 9 — это 6 и 3, 10 — это 7 и 3.)
V. Физкультминутка
Раз, два — наклонилися слегка.
Три, четыре — руки в боки, будем делать многоскоки.
Пять, шесть — на лесенку надо залезть.
Семь, восемь — пробежаться вас попросим.
Девять, десять — вот и все.
Скоро встретимся еще.
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
№ 2 (с. 110).
— Прочитайте задачу.
— Назовите условие задачи. (У Ани было 5 игрушек. Она подарила подруге 3 игрушки.)
— Прочитайте вопрос задачи. (Сколько игрушек осталось у Ани?)
— Сделайте рисунок, изображая игрушки кругами.
— Можно ли по вашему рисунку ответить на вопрос? (Да. Нужно посчитать, сколько осталось незачеркнутых кругов.)
— Запишите решение задачи в тетрадь. (5 — 3 = 2 (иг.).)
— Измените условие задачи так, чтобы в ней спрашивалось, сколько игрушек стало у Ани. (У Ани было 5 игрушек. Подруга подарила ей еще 3 игрушки.)
— Сделайте рисунок к задаче и решите ее.
Решение: 5 + 3 = 8 (иг.).
Ответ: у Ани стало 8 игрушек.
№ 3 (с. 110).
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Краткая запись, решение и ответ записаны на доске.)
Было — 6 р.
Подарили — 2 р.
Стало — ?
Решение: 6 + 2 = 8 (р.).
Ответ: теперь у Миши 8 рыбок.
№ 4 (с. 111).
Что делают дети? (Помогают маме на кухне.)
— Кто из вас умеет мыть посуду? А кто уже умеет чистить картофель? Как вы помогаете маме на кухне?
— Составьте задачи по рисунку и решите их самостоятельно. (Один ученик записывает решение задачи и ответ на откидной доске. Проверка.)
№ 5 (с. 111).
— Прочитайте задание. Измерьте стороны каждой фигуры.
— Какие результаты у вас получились? (У треугольника все стороны по 2 см, у прямоугольника две стороны по 2 см и две стороны по 4 см.)
№ 6 (с. 111).
(Самостоятельное выполнение.)
— Какую закономерность заметили в первом столбике? (Числа, которые вставили (1, 2, 3) — начало числового ряда.)
— Какую закономерность увидели во втором столбике? (Такую же.)
— Увидели ли закономерность в третьем столбике? (Нет.)
№ 7 (с. 111).
— Рассмотрите картинки на полях. Чем они похожи? (На них нарисованы красные, синие и зеленые круги.)
— Чем отличаются картинки? (Синий и зеленый круги меняются местами.)
2. Работа в тетради с печатной основой
— Откройте тетрадь на с. 44.
(Работа над задачей. Учащиеся самостоятельно дополняют условие, записывают решение и ответ.)
— Прочитайте следующее задание. Сделайте запись. Вычислите ответ. (8 + 2 = 10.)
— Самостоятельно измерьте отрезки. Запишите возможные равенства и неравенства.
(Проверка. Коллективный разбор возможных вариантов.)
VII. Рефлексия
(Работа в тетради с печатной основой (с. 44). Заполнение таблиц прибавления и вычитания числа 3 с использованием числового ряда.)
— Оцените свою работу на уроке с помощью “Светофора”.
VIII. Подведение итогов урока
— Прочитайте в учебнике, что сегодня на уроке было главным.
— Для чего нужно запоминать таблицы? (Ответы детей.)