Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016
Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
Цель: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с принципом решения задач на увеличение (уменьшение) на несколько единиц.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выделять задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц из ряда изученных видов задач; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; оценивать себя, границы своего знания и незнания.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Логическая разминка (работа по учебнику)
— Выполните задания к рисункам на полях на с. 96—97.
2. Индивидуальная работа
(Три ученика у доски заполняют пропуски. Проверка.)
3. Устный счет
(Дети присчитывают и отсчитывают по 2, начиная с заданного числа:
2 — присчитывают;
10 — отсчитывают;
7 — отсчитывают;
5 — присчитывают;
1 — присчитывают.)
Игра “Веселый мяч”
(Учитель кидает мяч и говорит вопрос или задание. Отвечает тот, кто поймал мяч.)
• Увеличь 4 на 2. (6.)
• Уменьши 7 на 2. (5.)
• Найди сумму чисел 5 и 2. (7.)
• Чему равно первое слагаемое, если второе слагаемое 8, а сумма 10? (2)
• 8 минус 2. (6.)
• Из 7 вычти 2. (5.)
• 7 да еще 2 — это... (9).
• 9 без 2 — это... (7).
Игра “Проверь меня”
(К доске выходит ученик. Дети задают ему примеры вида [ ] + 2, [ ] - 2. Если он ошибся — говорят правильный ответ.)
4. Работа над задачами
— Составьте задачу по рисунку. (На одной тарелке 2 пирожных, на другой столько же. Сколько пирожных на двух тарелках?)
— О чем говорится в задаче? (О пирожках.)
— Что известно? (На одной тарелке 2 пирожных, на другой столько же.)
— Что значит “столько же”? (2)
(Учитель закрывает карточку “СТОЛЬКО ЖЕ” карточкой “2 ПИРОЖКА”.)
— Что нужно узнать в задаче? (Сколько пирожков на двух тарелках.)
— Решите задачу. Назовите ответ. (2 + 2 = 4 (пир.).)
III. Самоопределение к деятельности
— Увеличьте:
5 на 1 (6);
2 на 3 (5);
4 на 1 (5);
7 на 0 (7).
— Что общего у этих примеров? (Прибавляем, и получается больше.)
— Уменьшите:
5 на 2 (3);
8 на 1 (7);
6 на 2 (4);
9 на 0 (9).
— Что общего у этих примеров? (Вычитаем, и получается меньше.)
— Какой вывод можно сделать? (Когда увеличиваем — прибавляем, становится больше. Когда уменьшаем — вычитаем, становится меньше.)
— Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
IV. Работа по теме урока
1. Практическая работа
(Один ученик работает у доски, остальные — на местах.)
— Положите 5 синих кругов, ниже положите столько же желтых.
— Как вы положили круги? (Парами — под каждый синий круг положили желтый.)
— Что нужно сделать, чтобы желтых кругов стало на 2 больше? (Добавить 2 желтых круга.)
— Добавьте 2 желтых круга. Каких кругов больше? (Желтых.)
— На сколько? (На 2.)
— Что это значит? (Желтых кругов столько же, сколько синих, да еще 2.)
— Сколько желтых кругов? (7.)
— Как вы узнали? (5 + 2 = 7.)
(Учитель выставляет две тарелки. На одной 4 яблока, на другой 4 груши. Груши закрыты карточкой “СТОЛЬКО ЖЕ”.)
— Положите столько красных кругов, сколько яблок на первой тарелке. Сколько кругов вы положили? (4.)
— Ниже положите столько зеленых кругов, сколько груш на второй тарелке. Сколько зеленых кругов вы положили? (4.)
— Почему 4? (Груш столько же, сколько яблок.)
(Учитель убирает табличку, открывает груши.)
— Как сделать так, чтобы груш стало на 1 меньше? (Убрать 1 грушу.)
(Учитель убирает 1 грушу, учащиеся — 1 зеленый круг.)
— Сравните, чего меньше: яблок или груш. (Груш.)
— На сколько груш меньше, чем яблок? (На 1.)
— Что это значит? (Груш столько же, сколько яблок, но без 1.)
— Если яблок 4, а груш на 1 меньше, чем яблок, сколько груш? (3.)
— Как вы узнали? (4 — 1 = 3.)
— А что означают слова “на 2 больше”? (Столько же да еще 2.)
— Что означают слова “на 2 меньше”? (Столько же, но без 2.)
2. Работа по учебнику № 1 (с. 96).
— Прочитайте задачу.
— Прочитайте только условие задачи. (У Люси было 4 тетради. Стало на 2 больше.)
— Прочитайте только вопрос задачи. (Сколько тетрадей стало у Люси 3)
— Как будете решать задачу? (4 + 2.)
— Какие слова помогли выбрать действие? (Стало на 2 больше.)
— Что значит “на 2 больше”? (Столько же да еще 2.)
— Ответьте на вопрос задачи. (У Люси стало 6тетрадей.)
— Запишите в тетрадь решение задачи и ответ.
№ 2 (с. 96).
— Прочитайте задачу.
— Прочитайте только условие задачи. (У Лиды было 5 карандашей. Стало на 2 меньше.)
— Прочитайте только вопрос задачи. (Сколько карандашей стало у Лиды 3)
— Как будете решать задачу? (5 — 2.)
— Какие слова помогли выбрать действие? (Стало на 2 меньше.)
— Что значит “на 2 меньше”? (Столько же, но без 2.)
— Ответьте на вопрос задачи. (У Лиды стало 3 карандаша.)
№ 3 (с. 96).
(Класс делится на группы по четыре человека. Каждая группа получает четыре карточки с названиями структурных частей задачи. Каждый ученик берет себе одну карточку и говорит ту часть задачи, которая ему досталась. Взаимооценка.)
V. Физкультминутка
Стану я сейчас юлой —
На ноге крутнусь одной.
А теперь сменю я ножку
И на ней крутнусь немножко.
Покрутились. А сейчас
Я прошу садиться вас.
Е. Гайтерова
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
№ 4 (с. 96).
— Решите примеры. Проверьте себя по числовому ряду.
№ 5 (с. 96).
— Каких фигур больше? (Больше треугольников.)
— На сколько больше? (На 1, так как 1 треугольник остался без пары.)
— Каких фигур меньше? (Кругов.)
— На сколько меньше? (На 1, так как 1 кругу не хватило пары.)
— Сколько треугольников? (8.)
— Как получили 8? (8 = 7 + 1.)
— Сколько кругов? (7.)
— Как получили 7? (7 = 8 — 1.)
(По аналогии разбирается второй столбик примеров.)
№ 6 (с. 97).
— Рассмотрите монеты. Прочитайте задание. Как набрать 8 руб.? (5 руб. + 2 руб. + 1 руб., 5руб. + 1 руб. + 1 руб. + 1 руб., 2 руб. + 2 руб. + 2 руб. + 1 руб. + 1 руб., 2руб. + 2 руб. + 1 руб. + 1 руб. + 1 руб. + 1 руб.)
— Как набрать 9 руб.? (5 руб. + 2 руб. + 2 руб., 5 руб. + 2 руб. + 1 руб. + 1 руб., 5 руб. + 1 руб. + 1 руб. + 1 руб. + 1 руб.)
— Как набрать 10 руб.? (5 руб. + 5 руб., 5 руб. + 2 руб. + 2 руб. + 1 руб., 5 руб. + 2 руб. + 1 руб. + 1 руб. + 1 руб., 5 руб. + 1 руб. + 1 руб. + 1 руб. + 1 руб. + 1 руб.)
2. Работа в тетради с печатной основой
— Откройте тетрадь на с. 37. Решите задачи № 2 и 4.
2. Решение; 5 + 2 = 7 (ш.).
Ответ: всего в связке 7 шариков.
4. Решение: 10 — 2 = 8 (м.).
Ответ: в корзине осталось 8 мячей.
(Самостоятельное выполнение второго задания. Коллективная проверка.)
VII. Рефлексия
(“Проверь себя” (учебник, с. 97). Можно использовать КИМы (самостоятельная работа № 7, с. 55—56).)
— Кто разобрался в материале урока? Кому нужна помощь? Оцените свои знания с помощью “Светофора”.
VIII. Подведение итогов урока
— Что значит “больше на 3”? (Столько же да еще 3.)
— Что значит “меньше на 5”? (Столько же, но без 5.)