Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016
Слагаемые. Сумма - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
Цель: познакомить с понятиями “слагаемые”, “сумма”.
Планируемые результаты: учащиеся научатся читать равенства, используя математическую терминологию (слагаемые, сумма); планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; определять наиболее эффективные способы достижения результата; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре и оценивать товарища.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Задачи-шутки
• Стоя на одной ноге, гусь весит 2 кг. Сколько он будет весить, стоя на двух ногах? (2 кг.)
• Я шел, пятачок нашел. С другом пойдем — сколько найдем? (Нельзя ответить.)
• Вова за 1 ч поймал 5 рыбок. Сколько рыбок он поймает за 2 ч? (Нельзя ответить.)
• Шли 2 друга в школу. Навстречу им шли еще 2 друга. Сколько друзей шло в школу? (2)
2. Индивидуальная работа
(Три ученика у доски заполняют пропуски. Проверка.)
3. Устный счет
— Сосчитайте:
• от 1 до 10 и обратно;
• от 1 до 10 через один (без хлопков);
• от 1 до 10 через два: 1, два хлопка, 4, два хлопка и т. д.
— Решите цепочки, покажите ответы.
Игра “Веселый мяч”
(Учитель кидает мяч и говорит вопрос или задание. Отвечает тот, кто поймал мяч.)
• К 4 прибавь 2. (6.)
• 6 плюс 1. (7.)
• Какое число на 2 меньше, чем 8? (6.)
• Уменьши 10 на 1. (9.)
• 8 минус 1. (7.)
• Из 4 вычти 2. (2)
• Какое число больше 5 на 2? (7.)
• Увеличь 7 на 2. (9.)
III. Самоопределение к деятельности
Ай да белка-мастерица!
Вяжет детям рукавицы.
Извязала три клубка,
Два еще лежат пока.
У кого ответ готов:
Сколько у нее клубков? (5.)
— Как вы узнали? (3 + 2 = 5.)
— Как можно эту запись прочитать по-разному? (К 3 прибавить 2 — получится 5, 3 увеличить на 2 — получится 5, 3 да еще 2 — будет 5.)
— Можно ли по-другому прочитать запись?
На этот вопрос вы сможете ответить в конце урока.
(Запись учитель оставляет на доске.)
IV. Работа по теме урока
Практическая работа
(У учителя корзина и муляжи овощей, с помощью которых он демонстрирует все действия зайчика.)
— Зайчик пошел в огород, сорвал и положил в корзину 2 кочана капусты. Положите на парту столько же кругов.
— Потом он дошел до грядки с морковью, сорвал и положил в корзину 3 морковки. Положите столько же треугольников.
— Что делал зайчик с овощами? (Складывал в корзину.)
— Какое действие он выполнял? (Сложение.)
— Что он складывал? (2кочана капусты и 3морковки.)
— Как это записать? (2 + 3.)
— Числа, которые мы складываем, на математическом языке называются слагаемыми.
— Назовите первое слагаемое. (2.)
— Назовите второе слагаемое. (3.)
— Сколько овощей в корзине у зайчика? (5.)
— Сколько фигур у вас на столе? (5.)
— Дополните свою запись. (2 + 3 = 5.)
— Как можете назвать число 5? (Ответ, то, что получилось, результат и т. д.)
В математике все эти слова заменяют одним словом — сумма. (Учитель записывает слово “сумма” на доске, учащиеся читают его хором.)
— Прочитайте запись, используя слова “слагаемое” и “сумма”. (Первое слагаемое 2, второе слагаемое 3, сумма 5.)
— Как можно прочитать запись на доске еще одним способом? (Первое слагаемое 3, второе слагаемое 2, сумма 5.)
V. Физкультминутка
В норке спал хорек зимой,
Но проснулся он с весной.
Вверх он лапки потянул,
Головой своей кивнул.
И помчался он вприпрыжку,
Словно озорной мальчишка.
Е. Гайтерова
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
— Откройте учебник на с. 86. Прочитайте, что мы сегодня должны узнать на уроке.
— Кто уже запомнил, как называются числа при сложении? (Слагаемые, сумма.)
— Прочитайте правило и скажите, что нового вы узнали. (Сумма — это не только результат, но и выражение.)
— Прочитайте выражение 4 + 3 = 7 по-разному. (Первое слагаемое 4, второе слагаемое 3, сумма 7. Сумма чисел 4 и 3 равна 7.)
№ 1 (с. 86).
— Кто сможет прочитать выражение? (Первое слагаемое 4, второе слагаемое 2, сумма 6.)
(Второе выражение хором читают мальчики, третье — девочки.)
2. Работа в тетради с печатной основой
— Откройте тетрадь на с. 32. Прочитайте первое задание.
— Что такое слагаемые? (Числа, которые складываем.)
— Какие равенства подчеркнули? Прочитайте их с ответом.
— Прочитайте следующее задание. Выполните его.
— Какое равенство составили к первому рисунку? (5 + 1 = 6.)
— Какое равенство составили ко второму рисунку? (7 — 1 = 6.)
— Составьте рассказы по рисункам.
(Остальные задания учащиеся выполняют самостоятельно. Самооценка с помощью “Светофора”.)
3. Работа по учебнику
№ 2 (с. 86).
— Решите примеры, пользуясь числовым рядом.
(Учащиеся подробно объясняют решение: говорят, с какого деления начинают движение, в какую сторону и сколько шагов делают, около какой точки остановились, называют ответ.)
№ 3 (с. 87).
— Прочитайте задачу. Что известно в задаче? (У Васи было 6 книг. Ему подарили еще 2 книги.)
— Что нужно узнать? (Сколько книг стало у Васи.)
— Что обозначено зелеными квадратами? (Сколько книг было.)
— Что обозначено желтыми квадратами? (Сколько книг подарили.)
— Ответьте на вопрос задачи. (У Васи стало 8 книг.)
— Как вы узнали? (6 + 2 = 8.)
— Прочитайте запись разными способами.
№ 4 (с. 87).
— Прочитайте задачу. Что известно в задаче? (У Лены было 3собачки. Она подарила подруге 1 собачку.)
— Что нужно узнать? (Сколько собачек осталось у Лены.)
— Объясните схему. (Было 3 собачки — они обозначены кругами. Лена подарила 1 собачку — 1 круг зачеркнули. Осталось 2 собачки.)
— Как это записать? (3 — 1 = 2.)
— Ответьте на вопрос задачи. (У Лены осталось 2 собачки.)
№ 5 (с. 87).
(Устное выполнение.)
VII. Рефлексия
(“Проверь себя” (учебник, с. 87).)
— Посмотрите на рисунок и скажите, кто ошибся. (Зайчик.)
— В чем его ошибка? (Знак + показывает, что нужно двигаться вправо.)
— Оцените свои знания с помощью “Светофора”.
VIII. Подведение итогов урока
— Какие математические термины вы сегодня узнали? (Слагаемое, сумма.)
— Что называем слагаемыми? (Числа, которые складываем.)
— Что называем суммой? (Ответ и выражение.)
Домашнее задание (по желанию)
Учебник: с. 87, задание на полях.