Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016
Знаки >, <, = - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0. НУМЕРАЦИЯ
Цели: в ходе практической работы и наблюдений познакомить со знаками >, <, =; научить выполнять записи с этими знаками.
Планируемые результаты: учащиеся научатся сравнивать любые два числа и записывать результат сравнения, используя знаки >, <, =; читать неравенства; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза и делать умозаключения; применять полученные ранее знания в измененных условиях; слушать собеседника и вести диалог; слушать учителя и выполнять его требования; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре и оценивать товарища.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Анализ проверочных работ
(Разбор ошибок, выполнение аналогичных заданий.)
III. Актуализация знаний
1. Логическая разминка
— Соберите из палочек фигуру.
— Поменяйте местами две палочки так, чтобы квадратов стало 5.
Ответ:
2. Устный счет
— Сосчитайте от 1 до 10.
— Покажите число, которое:
• стоит между числами 4 и 6 (5);
• больше 3 на 1 (4);
• меньше 5 на 2 (3);
• стоит перед числом 8 (7);
• при счете называют после числа 9 (10);
• состоит из двух двоек (4);
• пропущено: 4 без 3 — это... (1).
(Можно использовать КИМы (математический диктант № 5, с. 34).)
3. Геометрический материал
— Найдите на рисунке ломаные линии. (3, 5.)
— Найдите отрезки (7.)
— Почему линию 2 нельзя назвать отрезком? (Не прямая линия.)
— Чем похожи линии 5 и 7? (Это замкнутые линии.)
— Как называется линия 6? (Луч.)
— По какому признаку вы догадались? (Луч — это часть прямой, у которой есть начало.)
IV. Самоопределение к деятельности
(Один ученик работает у доски, остальные — на местах.)
— Положите 2 зеленых круга, а ниже — 3 синих круга.
— Каких кругов меньше? Почему? (Зеленых, их не хватает, чтобы составить пары с синими.)
— Какое число меньше: 2 или 3? (2.)
В математике это записывают так: 2 < 3.
(Запись выкладывается на доске. Дети выполняют ее в тетрадях.)
Значок < — это знак “меньше”. Запись читают так: два меньше трех.
— Каких кругов больше? (Синих.)
— Какое число больше: 3 или 2? (3.)
(Учитель показывает знак >.)
— Кто догадается, как это записать? (3 > 2.)
— Чему мы будем сегодня учиться? (Правильно ставить знаки “больше” и “меньше”.)
V. Работа по теме урока
1. Фронтальная работа
— На что похожи знаки “больше” и “меньше”? (Ответы детей.) Еще знаки похожи на клювик птички. Эта птичка очень прожорливая. Она всегда раскрывает клювик на большое число.
Галка счет ведет зерну:
Сколько, где и почему.
Если эта кучка больше —
Птичка разевает рот.
Много пищи — будешь толще,
Мало — так наоборот.
Там, где меньше, — есть не хочет,
Клюв захлопнет и молчит.
“Кто мне голову морочит?” —
Про себя она твердит.
А когда не знает галка,
Из какой же кучки брать,
Нам с тобою галку жалко:
Вот как трудно выбирать.
Ведь и тут и там зерно
Одинаково, равно!
— Покажите знак больше. (>.)
— Покажите знак меньше. (<.)
— Если левая и правая части равны, ставят знак “равно”. С этим знаком мы уже знакомы. Покажите его. (=.)
2. Работа по учебнику
— Откройте учебник на с. 46. Как называются знаки вверху? (Больше, меньше и равно.)
— Прочитайте, что мы будем делать сегодня на уроке.
— Что мы уже узнали? (Как обозначаются слова “больше”, “меньше” и “равно”.)
— Как думаете, для чего эти знаки нужны? (Чтобы не писать словами, экономить время.)
— Посмотрите на верхний левый рисунок. Что вы здесь видите? (2зеленых квадрата и 3 синих круга.)
— Чего больше? (Синих кругов.)
— Как это записали? Прочитайте. (Три больше двух.)
— Чего меньше? (Зеленых квадратов.)
— Прочитайте запись. (Два меньше трех.)
(По аналогии разбираются картинки справа, иллюстрирующие записи 5 > 4, 4 < 5 и 5 = 5.)
— Посмотрите на рисунок с птицами. Составьте рассказ по записи. (Было 3 птицы, прилетела еще 1. Птиц стало 4.)
— Птиц стало больше или меньше? (Больше.)
— Прочитайте запись. (Четыре больше трех.)
— Составьте рассказ по второй записи. (Было 4 птицы, 1 птица улетела. Осталось 3 птицы.)
— Птиц стало больше или меньше? (Меньше.)
— Прочитайте запись. (Три меньше четырех.)
— Вместе с соседом по парте составьте записи к картинкам с вишнями.
(Проверка. Записи приведены на доске: 3 + 1 = 4, 4 > 1 и 4 — 3 = 1, 1 < 4.)
VI. Физкультминутка
Еж спешил к себе домой,
Нес запасы он с собой.
Через кочки еж скакал,
Быстро по лесу бежал.
Вдруг он сел и изменился —
В шарик круглый превратился.
А потом опять вскочил
И к детишкам поспешил.
Е. Гайтерова
VII. Закрепление изученного материала
1. Работа в тетради с печатной основой
— Откройте тетрадь на с. 18. Прочитайте первое задание. Самостоятельно запишите, какое время показывают часы.
(Фронтальная проверка.)
— Посмотрите на знаки, приведенные ниже. Как называется знак, который записан первым? (Больше.)
— Что показывают синие точки? (Начало письма.)
— Обведите и напишите этот знак до конца строки.
— Как называется второй знак? (Меньше.)
— Найдите синюю точку, посмотрите, как пишется этот знак. Обведите и напишите этот знак до конца строки.
— Посмотрите на рисунок с мячами. Сколько зеленых мячей? (3.)
— Впишите цифру 3 в пустую клетку.
— Сколько розовых мячей? (5.)
— Впишите цифру 5 в пустую клетку.
— Каких мячей больше? (Розовых.)
— Заполните пропуски. (Больше розовых мячей, чем зеленых.)
— Составьте соответствующую запись. (5 > 3.)
— Каких мячей меньше? (Зеленых.)
— Заполните пропуски. (Меньше зеленых мячей, чем розовых.)
— Составьте соответствующую запись. (3 < 5.)
2. Работа по учебнику
— Рассмотрите рисунок на с. 47. Вспомните сказку В. Сутеева “Мешок яблок”. За что звери принесли зайцу столько подарков? (За доброту. Он сам всех угощал.)
— Пользуясь рисунком, расскажите соседу по парте, как можно получить число 5.
— Как монетами, изображенными на полях, набрать 5 руб.?
(2 + 2 + 1, 2 + 1 + 1 + 1, 1 + 1 + 1 + 1 + 1.)
— Как можно получить число?
(Учащиеся повторяют все варианты.)
— Посмотрите на следующий рисунок. Сколько желтых полосок нужно положить, чтобы накрыть разовую? (6.)
— А сколько зеленых? (3.)
— Почему получили разные ответы? (Полоски разной длины.)
— Каких полосок нужно больше? (Желтых.)
VIII. Рефлексия
(“Проверь себя” (учебник, с. 47). Работа в парах. Проверка. Можно использовать КИМы (самостоятельная работа № 3, с. 39-40).)
— Оцените, как вы поняли новую тему, с помощью “Светофора”.
IX. Подведение итогов урока
— С какими знаками мы сегодня познакомились? (Больше и меньше.)
— Покажите знак “больше”.
— Покажите знак “меньше”.