Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016
Вычитание вида 16 – [ ] - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
Цели: составить таблицу вычитания для случаев вида 16 — [ ] и провести работу, направленную на ее запоминание; развивать умение решать простые и составные задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; моделировать с помощью схематических рисунков и решать простые и составные задачи; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Устный счет
Игра “Собери шарики”
(На доске цифры 7 и 9 и шарики с примерами. Учащиеся по очереди выходят к доске, решают примеры и соединяют шарик с нужной цифрой.)
2. Логическая разминка (работа по учебнику)
№ 4 (с. 87).
(Работа в парах. По окончании выбор и награждение чемпионов — пары, составившей больше всех слов.)
III. Самоопределение к деятельности
Игра “Свяжи в цепочку”
(Учитель записывает на доске ряд чисел: 14, 5, 12, 9, 16.)
— Составьте с этими числами примеры так, чтобы каждое предыдущее число стало бы одним из компонентов действия, в результате выполнения которого получится следующее число. (14 — 9 = 5 → 5 + 7 = 12 → 12 — 3 = 9 → 9 + 7 = 16.)
— Составьте два равенства на вычитание к последнему примеру. (16 — 9 = 7, 16 — 7 = 9.)
— Как найти по первому равенству первое слагаемое? второе слагаемое?
— Откройте учебник на с. 87 и сформулируйте тему урока.
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
(Знакомство с новыми случаями вычитания вида 16 — [ ] проводится по аналогии с предыдущими уроками. Учащиеся объясняют прием вычитания по частям в сжатом виде. Далее также по аналогии с предыдущими уроками проводится работа по составлению и заучиванию таблицы вычитания для случаев вида 15 — [ ]. Затем работа в парах по карточкам с примерами.)
V. Физкультминутка
Наклоняемся с хлопком
И с хлопком потом встаем.
Вниз и вверх, вниз и вверх,
Ну-ка, хлопни громче всех!
(Наклониться, топнуть в ладоши, встать, хлопнуть в ладоши над головой.)
На одной ноге мы скачем,
Как упругий звонкий мячик.
На другой поскачем тоже,
Очень долго прыгать можем.
(Прыжки на одной ноге.)
Головой вращаем плавно,
Смотрим влево, смотрим вправо.
(Повороты головы вправо и влево.)
И пройдемся мы немного,
(Ходьба на месте.)
И вернемся вновь к уроку.
(Сесть на место.)
В. Тарасов
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
№ 1 (с. 87).
(Первая строка — с комментированием, вторая и третья — самостоятельно по вариантам.)
№ 2 (с. 87).
(Для предупреждения ошибок при выборе действия учитель может выполнить схематический рисунок.)
— Сколько всего детей умеет кататься на лыжах? (16.)
— Сколько умели в начале зимы? (6.)
— Как узнать, сколько не умели, но научились? (16 — 6.)
№ 3 (с. 87).
(Коллективный разбор. Решения и ответы учащиеся записывают самостоятельно. Проверка.)
2. Работа в тетради с печатной основой
№ 1-3 (с. 44).
VII. Рефлексия
(“Проверь себя” (учебник, с. 87). Самостоятельное выполнение. Один ученик работает у доски. Проверка в парах.)
— Оцените своего соседа по парте:
• молодец, все решено правильно;
• хорошо, ошибки есть, но совсем немного;
• тебе нужна помощь учителя.
— Какую трудную задачу мы решили на уроке? Кто сам догадался, как она решается?
— Кто доволен своей работой?
— Кому требуется помощь?
VIII. Подведение итогов урока
— С какими вычислительными приемами мы познакомились на уроке?
— Кто запомнил таблицу вычитания из числа 15?
— Кто научился давать краткое объяснение решения?